Расписание
Описание
Программа:
- Шопен. Концерт № 2 фа минор (1830). Исп. Наталия Лисанова
- Григ. Концерт ля минор (1868). Исп. Тимофей Калмыков
- Рахманинов. Концерт № 3 ре минор (1909). Исп. Олег Вайнштейн
Симфонический оркестр Капеллы
Художественный руководитель и главный дирижер
Александр Чернушенко
Жанр концерта для фортепиано с оркестром не нуждается в особом представлении. Классический фортепианный концерт, рожденный Й. Гайдном, а затем блистательно развитый В. Моцартом и Л. Бетховеном, высшей точки своего развития достиг в творчестве композиторов-романтиков — Й. Брамса, Ф. Листа, Ф. Шопена, К. Сен-Санса, Р. Шумана, Э. Грига и, конечно же, русских гениев — А.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского, А.Н. Скрябина и, особенно, С.В. Рахманинова, создавшего непревзойденные образцы этого любимого публикой симфонического жанра.
Проект «Антология фортепианного концерта» являет собой уникальную попытку представления пятнадцати наиболее известных фортепианных романтических концертов в едином цикле, состоящем из пяти концертных программ, каждая из которых включает в себя исполнение трех сочинений разных авторов.
В программу цикла вошли все (1-й и 2-й) концерты Й. Брамса, Ф. Листа и Ф. Шопена; 1-й концерт П.И. Чайковского, 2-й концерт Сен-Санса, концерты Р. Шумана, Э. Грига и А.Н. Скрябина, а также четыре концерта (1-й, 2-й, 3-й и «Рапсодия на тему Паганини») С.В. Рахманинова.
Все пять концертов цикла пройдут в Зале Академической Капеллы Санкт-Петербурга с участием Симфонического оркестра Капеллы под управлением Народного артиста РФ А.В. Чернушенко в течение октября — декабря текущего года.
В качестве солистов выступят: М. Бенедиктов, О. Вайнштейн (дважды), Е. Изотов, А. Калмыков, А. Кашпурин, П. Лаул, Н. Лисанова, Н. Мажара, Н. Мельникова, А. Пироженко, П. Райкерус, С. Соловьев, А. Шелудько и Е. Украинская.
В программу четвертого вечера — 29 ноября 2013 года — вошли Концерт ля минор Шумана, Концерт ля минор Грига и Концерт № 3 Рахманинова. Солистами в этом концерте выступят, соответственно, Наталия Лисанова, Тимофей Калмыков и Олег Вайнштейн.
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Шопена (1810 – 1849) фа минор
был впервые исполнен автором в том же году, что и Концерт № 1 — в 1830 году. В 1831 году партитура концерта была утрачена, а затем написана заново. Этим и объясняется позднее издание и фактическая неточность в обозначении номера концерта. Сочинение писалось в пору первого любовного увлечения Шопена, предметом которого стала дочь бурграфа Варшавского замка Констанция Гладковская. Но посвящен концерт был все же не ей, а Дельфине Потоцкой, с семейством которой Шопен познакомился в Дрездене.
Концерт для фортепиано с оркестром Грига (1843 – 1907) ля минор — одно из самых знаменитых и часто исполняемых сочинений композитора — был создан в 1868 году во время пребывания Грига в Дании. Без сомнения, этот концерт был создан не без влияния шумановского концерта, но в то же время, отличился ярко выраженным норвежским национальным колоритом.
Премьера состоялась в 1869 году в Копенгагене. Весьма показательно, что этот концерт получил высокую оценку Ф. Листа.
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Рахманинова (1873 – 1943) ре минор — одно из самых монументальных сочинений Рахманинова и бесспорный пик всего творчества композитора — писался в течение трех лет — с 1906-го по 1909-й год включительно. Сначала в Дрездене, где Рахманинов жил эти годы, а затем в Ивановке — семейном имении, в котором композитор готовился к гастрольной поездке в США.
Первое исполнение состоялось в ноябре 1909 года с Нью-Йоркским симфоническим оркестром под управлением Вальтера Дамроша. Успех был грандиозный. Но, пожалуй, наибольший резонанс вызвало третье исполнение, в котором за дирижерским пультом стоял сам Густав Малер.
Российская же премьера состоялась лишь в апреле 1910 года, в Москве под управлением дирижера Евгения Плотникова. Правда, планировалась она в Петербурге, в одном из абонементных концертов Александра Зилоти в феврале 1909 года. Но не пришедшие вовремя из Америки оркестровые партии сорвали эти планы, и вместо нового Третьего концерта Рахманинов был вынужден играть Второй.
Свой Третий фортепианный концерт Рахманинов посвятил одному из выдающихся пианистов своего времени — ученику Антона Рубинштейна, ставшему кумиром целого поколения, — польскому виртуозу Иосифу Гофману. Среди многочисленных записей концерта можно выделить записи Владимира Горовица, игравшего этот концерт, по словам Рахманинова, «лучше его самого».
Наталия Лисанова
Студентка Петербургской консерватории по классу П. Лаула. Занимается также в классах композиции, клавесина и органа. Лауреат международных конкурсов. Стипендиат и участница концертных программ Фонда В. Спивакова. Выступала в Большом зале Филармонии, Мариинском театре, Московском Доме музыки. Гастролировала в Германии, Австрии, Италии, США.
Тимофей Калмыков
Студент Петербургской консерватории по классу Т. Загоровской. Лауреат многих юношеских конкурсов. Участник международных культурных форумов в Словении, Германии, Сербии и Испании. Выступал в концертах Фонда Гартов и участвовал в концертном турне по Швейцарии. Являлся стипендиатом Филармонического общества Санкт-Петербурга и Международного благотворительного фонда В. Спивакова. Лауреат премии Международного фонда культурных инициатив Ю. Темирканова.
Олег Вайнштейн
Окончил Петербургскую консерваторию у Т. Загоровской. Лауреат конкурса имени Шопена в Германии, международного конкурса пианистов во Франции. Сотрудничает с такими дирижерами, как Л. Кремер, А. Титов, А. Чернушенко. Ф. Мастранджело, П. Феранец, П. Балефф, В. Петренко. Гастролировал в городах России, многих стран Европы, Израиля, ОАЭ, Мексики, Китая. Почетный член Санкт-Петербургских музыкальных обществ — Филармонического и Шопеновского. Доцент Петербургской консерватории. Лауреат премии правительства Санкт-Петербурга «Надежда России».