билеты без наценки
Без комиссии, по цене организатора

Описание

Органный концерт «Вокруг Баха»

Георг Муффат, Готлиб Муффат, И. Пахельбель, Г. Бём, А. Марчелло, И.С. Бах

Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова (орган, Санкт-Петербург)

В программе петербургской органистки Натальи Михайловой — шедевры немецких, австрийских и итальянских композиторов эпохи барокко, современников великого И.С. Баха.

Георг Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Свидетельством европейской известности Муффата могут служить также авторские предисловия к ним на нескольких языках — латинском, немецком, итальянском и французском. Наиболее известным сочинением является сборник «Apparatus musico-organisticus», в который включены 12 органных токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации «Nova cyclopeias harmonica». Токката № 12 си-бемоль мажор из этого цикла будет исполнена на концерте.

Готлиб Муффат — немецкий и австрийский композитор, органист, сын Георга Муффата. Учителем Готлиба Муффата был И.Й. Фукс, австрийский теоретик музыки и композитор. Его трактат «Gradus ad Parnassum» (лат. «Ступени к Парнасу», 1725), посвящённый теории и практике контрапункта, сохранял значение важного музыкально-теоретического пособия до XX века. С 1717 г. Муффат служил придворным органистом в Вене. Он считался одним из лучших исполнителей на клавишных инструментах своего времени. В наследии композитора преобладает музыка для органа и клавесина: это токкаты, каприччио, прелюдии, фуги, канцоны, партиты (всего свыше 300 сочинений). В ряде его композиций традиционно велика роль имитационной полифонии. В программе концерта — Месса in F в пяти частях Готлиба Муффата.

И. Пахельбель — немецкий композитор и органист, вклад которого в развитие протестантской церковной музыки очень значителен. Его органные сочинения (более 200) приобрели известность ещё при жизни композитора. В них прослеживается влияние итальянских и южнонемецких авторов. Им написаны шесть чакон, демонстрирующих искусное владение композитором вариационной формой. Их музыкальный язык отличается ясностью и прозрачностью фактуры, темы привлекают мелодичностью, а противосложения — рельефностью графики. Будет исполнена самая известная Чакона — ре минор.

Современник И.С. Баха Г. Бём, творчество которого великий мастер любил и изучал, был основоположником и первым классиком жанра хоральных вариаций, предназначенного для домашнего музицирования. В своём творчестве мастер следовал северонемецким традициям. Прозвучит хоральная обработка «Отче наш».

Музыкальные лады были открыты ещё в Древней Греции. Каждый лад был наделён определённым характером, благодаря которому слушатель погружался в то или иное состояние. В характере «Дорийской» Токкаты Баха преобладает мужественное начало. Разворачивающееся действо по масштабу формы сопоставимое с крупными сочинениями композитора для хора и оркестра. Будет исполнено Адажио из Концерта для гобоя с оркестром итальянского композитора А. Марчелло. Бах сделал его транскрипцию для клавира соло. В завершение концерта прозвучит его знаменитая Токката и фуга ре минор.

Программа концерта:

  • Георг Муффат (1653-1704). Toккaтa № 12 си-бемоль мажор из сборника «Apparatus musico-organisticus»
  • Готлиб Муффат (1690-1770)

MISSA in F:

  • Kyrie
  • Sanctus
  • Aria sub Elevatione
  • Toccata post Elevationem
  • Agnus Dei — Ricercar
  • Иоганн Пахельбель (1653-1706). Чакона ре минор, Р 41
  • Георг Бём (1661-1733). Хоральная обработка «Vater unser im Himmelreich» («Отче наш»)
  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Токката ре минор («Дорийская»), BWV 538/1
  • Алессандро Марчелло (1669-1747) — Иоганн Себастьян Бах. Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор S.Z799, BWV 974/2
  • Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга ре минор, BWV 565

Концерты: еще события