Описание
20 июля, суббота,19:30
Концерт органной музыки
Viva Italia
- Ф. Дуранте, Д.Б. Пешетти, Дж.Б. Мартини, В. Беллини, М.Э.Босси,
- Т. Альбинони, Дж. Верди, А. Марчелло, В. Петрали
Лауреат международных конкурсов
- Наталья Михайлова
(орган, Санкт-Петербург)
В программе концерта петербургской органистки Натальи Михайловой — сочинения итальянских мастеров XVII-XX веков.
Ф. Дуранте — один из крупнейших представителей неаполитанской школы. Его стилю присущи мелодическая выразительность и изысканная полифония. Композитор писал преимущественно церковную музыку. Увертюрой Дуранте откроется концерт.
Д.Б. Пешетти — органист, клавесинист, композитор и педагог. Среди его учеников — Й. Мысливечек и А.Сальери. Наиболее значительными сочинениями Пешетти считаются Сонаты для клавесина. Некоторые из них исполняются и на органе, в том числе наиболее популярная Соната до минор.
Дж.Б. Мартини родился в 1706 годув Болонье, где прожил 78 лет. В 23 года он принял сан священника. Падре Мартинина протяжении нескольких десятилетий находился в центре музыкально-общественной жизни Италии, собрал уникальную коллекцию книг и манускриптов. Среди его учеников — И.К. Бах и В.А. Моцарт. Его именем названа Болонская консерватория и городская библиотека. В творчестве Мартини следовал традициям «римской школы».Он является автором месс, ораторий, произведений для органа, клавесина. Будет исполнено Адажио падре Мартини.
В. Беллини — композитор первой четверти XIX века. Он прожил всего 34 года. За свою короткую жизнь он успел создать 11 опер. Сила его дарования — в его мелодиях, близких народным, и в искренности выражения. Общий характер музыки Беллини — мягкий, с оттенком грусти. В простоте его письма можно найти противоречие сложному стилю композиции его современников. В своём творчестве он обращался и к органу. Прозвучит Соната Беллини соль мажор.
М.Э. Босси — композитор и органист-виртуоз. Он активно гастролировал на протяжении всей жизни, в частности, в 1906 и 1912 гг. выступал в Москве. Руководил Венецианской(1895-1902) и Болонской (1902-1911) консерваториями, музыкальной школой в Риме(1916-1922). В программе концерта — Ave Maria и Скерцо соль минор.
Т.Дж. Альбинони — композитор и скрипач эпохи барокко. При жизни он был известен как автор многочисленных опер, а в настоящее время пользуется известностью и регулярно исполняется его инструментальная музыка. Она привлекала внимание И.С. Баха, который сочинил, по крайней мере, 2 фуги на темы мастера и постоянно использовал басовые партии из его сочинений для упражнений своих учеников в гармонии. Адажио соль минор для струнных инструментов и органа, известное как «Адажио Альбинони» — музыкальное произведение Ремо Джадзотто (впервые опубликовано в 1958 году). Джадзотто -итальянский композитор и музыковед. По его утверждению, пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Т. Альбинони, найденном им в 1945 году на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Так как пьеса, с точки зрения критики, стилистически отличается от произведений барокко вообще и Альбинони в частности, сочинение в целом является безусловной мистификацией Джадзотто.
Вице-султан Египта предложил Дж. Верди создать оперу на национальный сюжет — музыка должна была сопровождать открытие Суэцкого канала и Каирского оперного театра. В 1871 году была написана опера «Аида», специально для которой композитор придумал так называемые «египетские трубы». Именно с их фанфарного восклицания начинается грандиозный финал второго действия, в котором звучит триумфальный марш. К. Фумагалли сделал его переложение для органа.
Композитор эпохи барокко А. Марчелло происходил из дворянской семьи, и прежде всего он был математиком, философом и поэтом. Музыку Марчелло сочинял для удовольствия. В числе его сохранившихся произведений — 12 кантат, 12 сонат для скрипки и 18 концертов для различных солирующих инструментов с оркестром. Прозвучит Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор в переложении для клавира И.С. Баха.
Концерт завершится Маршем В. Петрали — значительной фигурой музыкальной жизни Италии XIX века. Петрали совмещал роли органиста-виртуоза и импровизатора, дирижёра, композитора, пианиста, скрипача, контрабасиста и педагога. Его талант и энергия позволяли реализовать себя в каждом из этих амплуа. Органная музыка Петрали имеет в основе строгую структуру, и в то же время пропитана духом импровизации.
Программа концерта:
Франческо Дуранте (1684-1755)
Увертюра
Джованни Баттиста Пешетти (ок. 1704-1766)
Соната до минор:
Allegro manon presto - Moderato - Presto
Джованни Баттиста Мартини (1706-1784)
Адажио
Винченцо Беллини (1801-1835)
Соната для органа соль мажор
Марко-Энрико Босси (1861-1925)
Ave Maria
Скерцо соль минор
Томазо Альбинони (1671-1751) - Ремо Джадзотто (1910-1998)
Адажио соль минор
Джузеппе Верди (1813-1901) - Карло Фумагалли (1822-1907)
Марш из оперы «Аида»
Алессандро Марчелло (1669-1747) - Иоганн Себастьян Бах(1685-1750)
Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799
Винченцо Антонио Петрали (1832-1889)
Марш