Описание
Венеция — город, который по праву можно считать родиной итальянской органной музыки и той «отправной точкой», из которой исходило её дальнейшее развитие. Именно здесь в 1523 году был издан один из первых сборников, предназначенных специально для органа, — книга ричеркаров, мотетов и канцон авторства Марко Антонио Каваццони, содержащая образцы первых органных ричеркаров. Музыка этого периода, стилистически более близкая к Ренессансу, чем к будущей эстетике барокко, в известной мере запечатлела «рождение органа» как сольного, в полной мере самостоятельного инструмента, обладающего характерными чертами, из которых спустя несколько десятилетий сложится его окончательный «портрет». Значительный вклад в этот процесс внесли такие великие мастера, как Клаудио Меруло, Андреа и Джованни Габриели, в разные годы занимавшие почeтную должность первого органиста собора Св. Марка; их сочинения знаменуют столкновение «холодного» и «тeплого» течений — архаичной prattica prima и подчeркнуто новаторской prattica seconda, открывающей иную эпоху, в которой органу было уготовано стать в высшей степени виртуозным и риторичным инструментом.
С именем Джироламо Фрескобальди связывают «золотой век» итальянского стиля: прославленный музыкант и подлинный гений органного письма, он оставил значительный корпус органных сочинений, позволяющий раскрыть облик инструмента с разных сторон, во всeм его величии. Две книги токкат — труд, который воспринимается в наше время как фундамент органного барокко: в предисловии к ним Фрескобальди изложил свод исполнительских принципов, проливающий свет на ход мысли, которым он руководствовался. Токката IX из II книги — в некотором роде их квинтэссенция: стремительное развитие её фабулы идёт рука об руку со сложнейшими фактурными сочетаниями по вертикали, подчeркнутыми многоуровневой орнаментикой. Другая излюбленная композитором форма — более сквозная, но не менее непредсказуемая — вариации на гармонический квадрат; Cento partite sopra Passacagli является своеобразной вершиной его трудов на этой почве.
Исполнитель:
- Андрей Коломийцев (орган)
В программе:
Клаудио Меруло (1533–1604)
- Toccata prima del undecimo detto quinto tuono
Марко Антонио Каваццони (1490–1560)
- Perdone. Moi. sie. folie. (1533)
Кристиан Эрбах (1568(73)—1635)
- Canzona quarti toni
Джироламо Фрескобальди (1583–1643)
- Cento partite sopra passacagli (из Первой книги токкат)
- Toccata nona «Non senza fatiga si giunge al fine» (из Второй книги токкат)
Андреа Габриели (ок. 1533–1585)
- Anchor che col partire (издано в Книге табулатур Б. Шмидта, Страсбург, 1607)
- Ricercar del primo tono
Джованни Габриели (1554/7—1612)
- Jubilate Deo, a 8 voci
Доменико Скарлатти (1685–1757)
- Соната ре минор, K. 41
- Соната ре мажор, K. 287 «Per Organo da Camera con due Tastatura, Flautato e Trombone»
Джованни Моранди (1777–1856)
- Соната prima (Offertorio) (из пятого сборника сонат)
Продолжительность концерта: 1 час без антракта