Описание
Прокофьев. Гершвин-Фролов. Вайль. Шостакович
В программе:
Сергей Прокофьев
- Симфония № 1 ре мажор «Классическая», соч. 25 (1917)
- Джордж Гершвин – Игорь Фролов
- Концертная фантазия на темы из оперы «Порги и Бесс», соч. 19 (1983)
Курт Вайль
- Сюита из музыки к пьесе «Трёхгрошовая опера» Бертольта Брехта (1928)
- Дмитрий Шостакович
- Балетная сюита № 2 (1951)
- (составитель – Левон Атовмьян)
Исполнители:
- Солист – лауреат международных конкурсов Павел Попов, скрипка
- Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга
- Дирижер – Максим Алексеев
В концертной программе представлена яркая палитра сочинений отечественных и зарубежных композиторов, созданных в XX веке.
Премьера Первой симфонии Сергея Прокофьева, названной им «Классическая», состоялась в Петрограде в 1918 году под управлением автора. Композитор, которому в пору создания симфонической партитуры не было еще и тридцати лет, в качестве стилевой основы своего произведения обратился к творчеству венских классиков, прежде всего, Йозефа Гайдна, а также ранних опусов Вольфганга Амадея Моцарта. Прокофьев выразил свою позицию так: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял кое-что от нового».
Культовая опера «Порги и Бесс», написанная Джорджем Гершвиным на стыке классики и джаза, увидела свет в 1935 году. Критики были практически единодушны: «Вот, наконец, первая настоящая и вполне американская опера».
Выразительные мелодии, характеризующие героев рыбацкого поселка штата Каролина и их непростые судьбы, неоднократно звучали в самых разнообразных версиях и аранжировках. В 1983 году российским музыкантом Игорем Фроловым была создана Концертная фантазия для скрипки с оркестром на темы оперы «Борги и Бесс», вошедшая в данную программу.
Пьеса Бертольта Брехта «Трёхгрошовая опера» с музыкой Курта Вайля стала потрясением культурной жизни начала прошлого столетия. После берлинской премьеры пьеса совершила триумфальное шествие во многих странах мира, в том числе была показана в Москве в 1929 году.
После оглушительного успеха произведения, пропитанного острой сатирой и критикой «замаскированных безобразий» общества, Вайль написал инструментальную Сюиту, в которую вошли отдельные номера из музыки к пьесе «Трёхгрошовая опера».
Завершит концертную программу Вторая балетная сюита Дмитрия Шостаковича, составленная другом – композитором и общественно-музыкальным деятелем – Левоном Атовмьяном. Шесть контрастных частей сюиты дают представление о балетной музыке Шостаковича в целом, в творческом наследии которого такие балеты, как «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей».