билеты без наценки

Без комиссии, по цене организатора

Описание

Австрийское музыкальное барокко чаще всего характеризуют как один из самых красочных европейских стилей. Порой кажется удивительным, что эта красочность могла дать импульс к такому необъятному количеству разнообразных воплощений, не «схлопнувшись» в декоративность и какую-либо внешнюю эффектность. «Ребром жeсткости» здесь послужило принципиальное отсутствие каких-либо штампов и упрощений, открывающее путь к непосредственности изложения мысли — совокупность музыкальных идей воспринимается не иначе как естественное воплощение богатой и сложной внутренней жизни. Их затейливость лишена малейшей надуманности, а насыщенная структура ни на секунду не ощущается как перегруженная. Ни одна из многочисленных трелей, пронизывающих фактуру Муффата, не кажется избыточной — настолько естественной частью музыкальной логики являются эти трели, — как не кажется избыточным ни один скульптурный элемент «чумных колонн».

«Интуитивность» этой музыки, расцветшей на перекрeстке стилей, выходит за рамки готовых решений, к тому времени невольно сложившихся в каждом из них. Так, слушая мягко перетекающие аккорды в токкате Фробергера или графически стройную тему каприччио Рихтера, мы не можем предугадать их следующий поворот — но когда этот поворот наступает, мы в тот же миг ощущаем его как наиболее точное угадывание из всех возможных вариантов.

Скрипичная соната Муффата — один из непререкаемых шедевров барокко. По какой-то причине Муффат лишь единожды обратился к этому жанру; его трактовка примечательна своеобразной формой, где все привычные разделы сонаты da chiesa идут без перерыва, а заключительная часть повторяет материал начала. Запредельные гармонические повороты в медленной части (в том числе приём, который в равномерной темперации назывался бы энгармонической заменой), переворачивают наше представление о каких-либо рамках музыкальной логики композитора: здесь он «проходит сквозь стены» тональностей, обнаруживая себя всякий раз в новом измерении.

Исполнители:

  • Юлия Гайколова (барочная скрипка)
  • Андрей Коломийцев (орган)

В программе:

Георг Муффат (1653–1704)

  • Toккaтa sexta из сборника Apparatus musico-organisticus

Иоганн Якоб Фробергер (1616–1667)

  • Toккaтa VI da sonarsi alla leuatione, FbWV 106

Иоганн Генрих Шмельцер (ок. 1623–1680)

  • Соната sexta из сборника Sonatae unarum fidium (1664 г.)

Фердинанд Тобиас Рихтер (1651–1711)

  • Токкатина и каприччио in d

Алессандро Польетти (16..–1683)

  • Aria bizzara del Rossignolo («Причудливая ария соловья»)

Иоганн Пахельбель (1653–1706)

  • Aria prima из сборника Hexachordum Apollinis
  • Чакона in d
  • Георг Муффат
  • Sonata violino solo in D (Прага, 1677)