билеты без наценки
Без комиссии, по цене организатора

Описание

Исполнители:

Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга

Дирижер — Максим Алексеев

Солист — лауреат международных конкурсов Роланд Думбадзе, гобой

В программе:

  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
  • Концерт для гобоя с оркестром до мажор, KV 314
  • Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
  • Увертюра «Леонора» № 3, соч. 72 b
  • Пётр Чайковский (1840-1893)

Сюита для оркестра № 4 соль мажор «Моцартиана», соч. 61

Концертная программа включает инструментальные сочинения известных композиторов, принадлежащие двум важнейшим художественным направлениям — классицизм и романтизм, — без которых невозможно представить историю музыкального искусства.

В последней трети XVIII столетия классицизм стал ведущим стилем в европейской культуре, основными эстетическими принципами которого являются преобладание разума над чувствами, воспевание великих идей, гармоничность, логика мышления и ясность формы.

Романтизм, охвативший XIX век и вышедший за его пределы, напротив, отдал предпочтение чувству и культивировал многообразие лирических образов и эмоционально-психологических состояний.

Однако, свойственная любому историческому процессу преемственность, обнаруживает точки соприкосновения между этими контрастными направлениями, которые проявляются, в частности, в выборе музыкальных жанров.

В 1777 году Вольфганг Амадей Моцарт написал Концерт для гобоя с оркестром до мажор, в котором виртуозная партия солирующего инструмента предназначалась для исполнителя Зальцбургской капеллы Джузеппе Ферлендиса. Музыкант, неожиданно уехавший из Зальцбурга, произведение не исполнил, и оно вошло в репертуар другого прославленного гобоиста — Фридриха Рамма. Ноты Концерта для гобоя с оркестром долгие годы считались утерянными и были обнаружены только в XX веке.

В течение нескольких лет, с 1805 по 1814 год Людвиг ван Бетховен неоднократно обращался к работе над своей единственной оперой «Фиделио», которая первоначально имела иное название — «Леонора, или Супружеская верность». Опера, в которой молодая женщина Леонора, переодевшись в мужской костюм под именем Фиделио, спасла своего мужа Флорестана, успеха не имела, но третью по счету увертюру, написанную к ней, ждала счастливая судьба.

Увертюра «Леонора» № 3, которую критик Александр Серов назвал одним из «величайших чудес симфонического искусства», построена на основных темах оперы и содержит характерную для многих сочинений Бетховена концепцию «от мрака к свету».

Оркестровая сюита № 4 соль мажор «Моцартиана», созданная на темы различных сочинений венского классика, завершена Петром Чайковским в 1887 году — в год столетия премьеры оперы «Дон Жуан» Моцарта, — отдельные номера которой будущий композитор слышал еще в детстве на оркестрине — механическом музыкальном инструменте. На протяжении всей жизни Чайковский восхищался творчеством австрийского гения и признавался, что именно благодаря Моцарту «узнал, что такое музыка».

В предисловии к партитуре Сюиты Чайковский дал следующее пояснение: «Большое количество превосходнейших мелких сочинений Моцарта, вследствие непонятной причины, мало известны не только публике, но и многим из музыкантов. Автор аранжировки сюиты, озаглавленной „Моцартиана“, имел в виду дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества, непритязательных по форме, но преисполненных недосягаемых красот».

Организатор: Центр музыкальной культуры «Чайковский»

Концерты: еще события