билеты без наценки
Без комиссии, по цене организатора

Расписание

Описание

И.С. Бах, Ф. Мендельсон, А.Г. Риттер,

Л. Боэльман, М. Регер, О. Мессиан

Диана Быстрова (орган, Люцерн)

Концерт органистки из Швейцарии Дианы Быстровой откроет драматичная Прелюдия и фуга до минор И.С. Баха. Части произведения были созданы в разные периоды творчества: фуга в Веймаре около 1716 года, прелюдия в Лейпциге около 1730 года. Они мастерски объединены композитором в единый цикл.

Знаменитый исследователь жизни и творчества Баха А. Швейцер назвал его цикл из 46 хоральных обработок «Органная книжечка» «антологией баховского музыкального языка». Каждая из миниатюр представляет собой совершенный с точки зрения техники и стиля образец барочной органной музыки. Известнейшая хоральная обработка «Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос», звучащая в кинофильме «Солярис» А. Тарковского, будет исполнена на концерте.

В Сонатах, op.65 Ф. Мендельсона представлена своеобразная антология барочных жанров и форм, прочно связывающих его творчество с немецкой национальной традицией. Особым вниманием композитора пользовалась фуга: она нередко является частью, несущей основную драматургическую нагрузку цикла. Именно таким образом происходит развитие в Сонате № 2 до минор: от вступительного Grave и своеобразного ариозо через торжественно-церемониальный полонез, в котором проступают признаки марша-гимна — к утверждающей, финальной фуге.

Органное творчество М. Регера — яркая и значительная часть истории органного искусства. При помощи стилистической «арки», перекинувшейся от эпохи позднего романтизма к современности, в нём осуществилась «связь времён». Композитор создавал произведения для нового типа инструмента — симфонического органа, обладающего более обширными звуковыми и динамическими возможностями. Регер писал и развёрнутые музыкальные «полотна», и циклы миниатюр. В программе концерта — Пастораль, ор.59.

А.Г. Риттер — автор четырёх Сонат для органа, и его, наряду с Ф. Мендельсоном, принято считать создателем этого музыкального жанра. Необыкновенно разнообразные сочинения ярко и непосредственно передают романтический дух эпохи. В отличие от Сонат Мендельсона, произведения Риттера не делятся на части, а представляют собой монолитные пьесы, чаще драматичного характера. Будет исполнена Соната № 1 ре минор.

О. Мессиан — композитор XX века, создавший свой собственный характерный музыкальный язык. Он настолько самобытен, что его сложно отнести к какому-либо направлению. Истоки музыки Мессиана — григорианский хорал, индийская музыка, музыка французских композиторов, его изыскания в области орнитологии, и всё это объединено в причудливый музыкальный сплав. Прозвучит «Communion» из «Мессы на Пятидесятницу».

Л. Боэльман — французский композитор второй половины XIX века. Он учился в Парижской школе Нидермейера у Э. Жигу и Г. Лефевра. Боэльман много гастролировал по Европе, писал критические статьи. Его композиции получили высокую оценку современников, выразившуюся в нескольких премиях Международного общества органистов и капельмейстеров. Он создал около 160-ти произведений, значительная часть которых предназначена для органа. Четырёхчастная «Готическая сюита» была написана в 1895 году. Эта яркая романтическая фантазия до сих пор является одним из наиболее исполняемых органных произведений композитора.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
Хоральная обработка «Ich ruf` zu Dir, Herr Jesu Christ» («Я взываю к тебе, Господь Иисус Христос»), BWV 639 из цикла «Органная книжечка»
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Соната до минор, ор.65, № 2:
-Grave
-Adagio
-Allegro maestoso e vivace
-Fuga (Allegro moderato)
Макс Регер (1873-1916)
Пастораль, op.59
Август Готфрид Риттер (1811-1885)
Соната № 1 ре минор, op.11
Oливье Мессиан (1908-1992)
«Communion» («Птицы и источники») из «Мессы на Пятидесятницу»
Леон Боэльман (1862-1897)
«Готическая сюита», op. 25:
I. Интродукция-Хорал
II. Готический менуэт
III. Молитва
IV. Токката

Концерты: еще события