Описание
Бах и пророчества Кассандры — в путешествие через столетия приглашает молодой, но уже ярко заявивший о себе московский органист Матвей Милованов. Космос Баха и лиризм Райнберга, переворот, открывающий новые возможности органа, совершенный выдающимися французскими органистами и органные сочинения короля саундтреков Микаэла Таривердиева.
Несмотря на всю глубину и философичность баховских опусов, круг почитателей его творчества не ограничивается избранным сообществом музыкальной элиты, они находят отклик практически у самой широкой публики. Органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха — не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в Космос. В творчестве Баха хоральные обработки достигли вершины развития. В эпоху барокко они были сродни проповеди, в которой композитор выражал взгляд на христианство. Их основа — мелодии протестантских хоралов, приуроченных к датам литургического календаря. Цикл Прелюдия и фуга си минор был впервые исполнен самим Бахом в церкви Святого Павла в Лейпциге 17 октября 1727 года на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. Для открытия процессии он выбрал прелюдию си минор, фуга же была исполнена по ее завершении.
Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха.
Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Уроженец Вадуца, столицы миниатюрного княжества Лихтенштейн, в семь лет он уже стал церковным органистом, а прозвучавшая в храме месса была им написана в восьмилетнем возрасте! Окончив Мюнхенскую консерваторию, Райнбергер вернулся в нее и воспитал выдающихся органистов, пианистов, композиторов и дирижеров. Мастер контрапункта и композиции, он создал чудесные по своей мелодичности шедевры.
Наивысшего расцвета во Франции король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа и продолжают поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет. Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар.
Выдающийся композитор и органист Марсель Дюпре — ученик органных мэтров Гильмана, Видора и Вьерна. Органный дебют вундеркинда состоялся в возрасте восьми лет, а за свою долгую жизнь он с неизменными аншлагами гастролировал в многочисленных странах мира. Музыкант вошел в историю, воплотив две серии по десять концертов, включавших все органные сочинения Баха, сыгранные наизусть.
Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы ощутим их связь с полифоническим баховским мышлением. Премьера Концерта № 1 для органа «Кассандра» состоялась в 1985 году в Западном Берлине.
Концерт завершится ярким сочинением малоизвестного в России чешского композитора Отмара Махи.
Бах и пророчества Кассандры — вояж через столетия!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
- Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия ре минор BuxWV 140
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральные прелюдии:
- Ach bleib bei uns, Herr Jesu Christ (Прибудь с нами, Господь Иисус Христос) BWV 649
- Komm Gott, Schopfer, Heiliger Geist (Приди, Господь, Создатель, Дух Святой) BWV 667
- O Mensch, bewein dein Sunde gro? (О человек, оплачь свой тяжкий грех) BWV 622
- Прелюдия и фуга си минор BWV 544
- Йозеф Габриель фон Райнбергер (1839–1901) Дуэт и Видение из 12 характерных пьес op. 156
- Луи Вьерн (1870–1937) Соборы из цикла «24 фантастические пьесы» ор. 55
- Марсель Дюпре (1886–1971) Кортеж и Литании op. 19
- Микаэл Таривердиев (1931–1996) Концерт для органа № 1 «Кассандра», I и II части
- Отмар Маха (1922–2006) Рождественская токката
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов Матвей Милованов, орган (Москва)
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.