Описание
«Эпиграф» к этой разностильной и разновременной программе — прелюдия Николауса Брунса, которую по праву можно считать одной из вершин северогерманского органного стиля. Брунс, проживший трагически короткую жизнь, оставил всего несколько органных сочинений, записанных в табулатуре; каждое из них обнаруживает его выдающийся талант органиста и импровизатора.
Два лютеранских хорала — Nun komm der Heiden Heiland из «Органной книжечки» и Vater unser Бeма, контрастных по своей структуре — объединяет близость к французскому стилю. Колорированная мелодия Vater unser, напоминающая северонемецкие хоралы, вместе с тем изобилует украшениями французского типа. Nun komm же, с первых секунд привлекающий внимание фактурой раскладываемых аккордов, создаeт определeнную аллюзию к французским лютневым и клавесинным импровизациям, задействующим тот же принцип.
Ре-мажорная соната Мендельсона, написанная на грани барочных и романтических идей, в отличие от других его сонат лишена каких-либо цитат из реально существующих лютеранских хоралов: канционал, открывающий сочинение, — не что иное как стилизация, обобщeнный образ церковного песнопения. Стилизованная музыка хорального склада была одной из важных идиом романтизма, символизируя обращение к возвышенному, стремление духа выйти за пределы земной материи.
Токката Шарля-Мари Видора — одно из ультрапопулярных органных сочинений, «бьющее рекорды» по частоте исполнения — является финалом красочной и эффектной Пятой симфонии, в определённом смысле — кульминацией всего этого пятичастного цикла. Построенная, как и многие романтические органные токкаты, на непрерывных фигурациях в мануалах, она создаёт то неповторимое ощущение «льющегося света», которое, возможно, не создали ни Эжен Жигу, ни Леон Боэльман, ни Теодор Дюбуа; их аналогичные формы, при всей захватывающей увлекательности, уступают Видору в объeме, масштабе и почти физическом «размахе» — его фактурные экстремумы идут вровень с колоссальным эмоциональным подъeмом сочинения.
Исполнитель:
- Александр Новосёлов (орган, г. Кондопога)
В программе:
Николаус Брунс (1665–1697)
- Прелюдия in e
Георг Бём (1661–1733)
- Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich
Антонио Вивальди (1678–1741)
- L'autunno («Осень») из цикла «Времена года» (транскрипция для органа), RV 293:
- I. Allegro
- II. Adagio molto
- III. Allegro Caccia
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
- Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
- Хоральная прелюдия Nun komm der Heiden Heiland, BWV 599
Феликс Мендельсон–Бартольди (1809–1847)
- Соната №5 ре мажор, op. 65/5
- I. Andante
- II. Andante con moto
- III. Allegro maestoso
- Ханс-Андре Штамм (р. 1958)
- Reve («Мечта»)
- Rondo alla latina («Рондо в стиле латина»)
Шарль-Мари Видор (1844–1937)
- Toccata из Органной Симфонии №5, op. 42 №1