Описание
Ave Maria — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками. Петербургские музыканты Лиза Озерная и Егор Колесов представят богатейшую палитру версий Ave Maria, в числе которых Бах—Гуно и Шуберт, Керубини и Сен-Санс, Шух и Бабаджанян.
В многочисленных музыкальных версиях Ave Maria не всегда использовался канонический текст. Один из признанных шедевров родился из фортепианной импровизации Шарля Гуно на Прелюдию до мажор Баха из Первого тома «Хорошо темперированного клавира», а не менее известная Ave Maria Шуберта была положена на фрагмент текста нашумевшей поэмы Вальтер-Скотта «Дева озера». Интересен вариант Арно Бабаджаняна — композитор создал свой вариант без слов, а вокализ отсылает нас к традициям музыкального языка барокко.
В этот вечер также прозвучат вокальные шедевры Моцарта и Перголези, представленного проникновенной арией из знаменитой кантаты Stabat Mater.
Сольный орган раскроется широчайшим спектром сочинений разных стилей и жанров — от блистательной эпохи барокко до ХХ столетия.
Токката и фуга ре минор BWV 538, «дорийская» написана во время пребывания Баха в Веймаре в 1707–1718 годах, в период творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В «Дорийской» явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян Бах основательно изучал, сделав ряд органных транскрипций неистового венецианца.
Великолепные концерты для органа с оркестром были созданы Генделем для исполнения между частями его ораторий на сцене Королевского театра Ковент-Гарден. После великого оперного бума, в 1730-е годы вкусы публики переменились, и композитор приступил к созданию ораторий на различные сюжеты. Для полного триумфа Гендель выступил в них в качестве солиста-виртуоза, играя с непревзойденным блеском.
Фантазия фа минор KV 608 написана Моцартом за год до кончины по специальному заказу для исполнения на механическом органе в музее Muller Exhibition Hall (мемориале памяти фельдмаршала Лаудена). Моцарт писал для механического органа, но мыслил в иных масштабах, поэтому его пьесы прочно вошли в репертуар органистов.
Французский гость вечера — Жан Арист Ален, представленный одной из самых популярных пьес органного репертуара «Литании», объединил в своих сочинениях самые разнообразные стили и жанры, Восток и Запад. Продолжая традиции своих великих наставников Марселя Дюпре и Поля Дюка, он также был созвучен выразительному языку Дебюсси и Мессиана.
Программу завершает сочинение нашего современника Гельмута Михаэля Бранда «Благословенно имя Его во веки». Написанное в стиле Tintinnabuli, оно возвращает нас к истокам музыки — изначальной и великой простоте.
Ave Maria и прикосновение к бесконечному — музыка на века!
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката ре минор «дорийская» BWV 538
- Луиджи Керубини (1760–1842) Ave Maria
- Джованни Перголези (1710–1736) Ария Vidit suum dulcem natum из кантаты Stabat Mater
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Фантазия фа минор KV 608, Ария Redente la Calma
- Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Концерт для органа с оркестром соль минор op. 4 № 1: I. Andante
- Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
- Камиль Сен-Санс (1835–1821) Ave Maria
- Жан Арист Ален (1911–1940) Литании
- Арно Бабаджанян (1921–1983) Вокализ
- Михаил Шух (1952–2018) Ave Maria
- Гельмут Михаэль Бранд (1959*) Sein Name wird ewigliсh bleiben (Благословенно имя Его во веки) Psalm 72/17
Прикосновение к Бесконечному в пяти конечных частях
Исполнители:
- Лауреат международных конкурсов
- Лиза Озерная, сопрано
- Егор Колесов, орган
Концерт проходит без антракта.
Организатор: ИП Ильичёва Екатерина Александровна ИНН: 505397579953