билеты без наценки
Без комиссии, по цене организатора

Описание

Музыка Себастьяна Баха, обрамляющая программу, приглашает нас поразмышлять о том музыкально-историческом контексте, в котором она создавалась. Ближайшие «соседи» Баха здесь — Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель и Георг Бeм; в середине программы оказывается наиболее ранняя музыка — Фрескобальди и Свелинк.

Барокко — это значительный временной период, захватывающий разные точки на шкале исторических изменений музыкального языка: модальный склад мышления в конце XVI века и почти «рокайльный» стиль середины XVIII века ощущаются на слух как нечто весьма контрастное. Барокко — это совокупность разных национальных традиций, каждая из которых возникла в своё время на своём месте как результат сочетания многих факторов, и сложный путь взаимодействия этих традиций — от декларируемой идеи взаимоисключения (достаточно вспомнить противоборство итальянского и французского стилей) до почти полного слияния их элементов на новом уровне. Барокко — это и совершенно разные концепции органостроения, принципиально различающиеся диспозиции, которые современный исполнитель с большим или меньшим успехом воссоздаeт на одном имеющемся инструменте. Блестящие и порывистые диминуции Свелинка, кажется, не имеют ничего общего с прелюдийной фактурой фигураций в BWV 540, а дискретные структуры в токкатах Фрескобальди — с континуумом формы в итальянских инструментальных концертах Вивальди и Генделя. И в то же время все эти контрасты выражают тот неуловимый дух барокко, который мы безошибочно распознаeм в сравнении с музыкой иных эпох — распознаeм порой интуитивно, не задумываясь о его «словарных определениях» и характеристиках, — и за которым чаще всего идeм к органу.

Исполнитель:

  • Александр Удальцов (орган, г. Москва)

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

  • Пассакалия до минор, BWV 582
  • Две хоральные прелюдии из «Органной книжечки»:
  • Gelobet seist du, Jesu Christ, BWV 604
  • Vom Himmel hoch, da komm' ich her, BWV 606
  • Largo e spiccato из Концерта ре минор (по А. Вивальди), BWV 596/2

Джироламо Фрескобальди (1583–1643)

  • Токката in F

Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)

  • Вариации на песню Malle Sijmen

Георг Бём (1661–1733)

  • Прелюдия и фуга до мажор

Георг Фридрих Гендель (1685–1759)

  • Larghetto e staccato и Allegro из Концерта соль минор, ор. 4 №1
  • Иоганн Себастьян Бах
  • Хоральная прелюдия Nun komm der Heiden Heiland, BWV 659
  • Токката и фуга фа мажор, BWV 540

Концерты: еще события