Описание
Музыка Себастьяна Баха, обрамляющая программу, приглашает нас поразмышлять о том музыкально-историческом контексте, в котором она создавалась. Ближайшие «соседи» Баха здесь — Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель и Георг Бeм; в середине программы оказывается наиболее ранняя музыка — Фрескобальди и Свелинк.
Барокко — это значительный временной период, захватывающий разные точки на шкале исторических изменений музыкального языка: модальный склад мышления в конце XVI века и почти «рокайльный» стиль середины XVIII века ощущаются на слух как нечто весьма контрастное. Барокко — это совокупность разных национальных традиций, каждая из которых возникла в своё время на своём месте как результат сочетания многих факторов, и сложный путь взаимодействия этих традиций — от декларируемой идеи взаимоисключения (достаточно вспомнить противоборство итальянского и французского стилей) до почти полного слияния их элементов на новом уровне. Барокко — это и совершенно разные концепции органостроения, принципиально различающиеся диспозиции, которые современный исполнитель с большим или меньшим успехом воссоздаeт на одном имеющемся инструменте. Блестящие и порывистые диминуции Свелинка, кажется, не имеют ничего общего с прелюдийной фактурой фигураций в BWV 540, а дискретные структуры в токкатах Фрескобальди — с континуумом формы в итальянских инструментальных концертах Вивальди и Генделя. И в то же время все эти контрасты выражают тот неуловимый дух барокко, который мы безошибочно распознаeм в сравнении с музыкой иных эпох — распознаeм порой интуитивно, не задумываясь о его «словарных определениях» и характеристиках, — и за которым чаще всего идeм к органу.
Исполнитель:
- Александр Удальцов (орган, г. Москва)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
- Пассакалия до минор, BWV 582
- Две хоральные прелюдии из «Органной книжечки»:
- Gelobet seist du, Jesu Christ, BWV 604
- Vom Himmel hoch, da komm' ich her, BWV 606
- Largo e spiccato из Концерта ре минор (по А. Вивальди), BWV 596/2
Джироламо Фрескобальди (1583–1643)
- Токката in F
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
- Вариации на песню Malle Sijmen
Георг Бём (1661–1733)
- Прелюдия и фуга до мажор
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
- Larghetto e staccato и Allegro из Концерта соль минор, ор. 4 №1
- Иоганн Себастьян Бах
- Хоральная прелюдия Nun komm der Heiden Heiland, BWV 659
- Токката и фуга фа мажор, BWV 540