Описание
Программа концерта, движущаяся по ключевым точкам органной истории, охватывает значительный временной и стилистический отрезок. Словосочетание «старые мастера», вынесенное в заголовок, трактуется здесь максимально широко, заставляя слушателя задуматься о том, какие именно фигуры подпадают под это определение. Кого правомерно считать «старыми мастерами»? Где проходит невидимая грань между старым и новым? От чего зависит наступление того момента, когда мы начинаем воспринимать тот или иной стиль как прошлое, а не современность — даже в случае известной авангардности его музыкального языка? Говоря о «невидимости», неосмысленности последнего столетия в сознании основной массы людей, часто упоминают Стравинского, по сей день отождествляемого с «современной музыкой». В органном дискурсе приблизительно то же можно сказать о Хиндемите.
Четыре века органной истории существенно изменили концепцию инструмента. По сути, орган, для которого писал Свелинк, и орган, для которого писал Регер, — два диаметрально противоположных инструмента, в первую очередь с точки зрения того, как выстраивалась звуковая картина. «Орган Свелинка» выделяется яркой «звуковой короной», изобилием аликвот и терпких, сочных язычковых регистров, напоминающих ренессансные духовые. «Орган Регера», напротив, ассоциируется с плотным, порою «мутным» или «матовым» звучанием, основанным на единовременном сочетании нескольких регистров одного типа и одной футовости, с выдающимися crescendo и diminuendo: такое оснащение романтического органа, как швеллер и вальце, появилось в XIX веке как отражение общей тенденции к большим динамическим нарастаниям.
Исполнитель:
- Дарья Мееркова (орган)
В программе:
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
- Вариации на тему песни Mein junges Leben hat ein End
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
- Фантазия соль мажор, BWV 572
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
- Andante фа мажор для «часов с флейтами», K. 616
Вольфганг Амадей Моцарт– Ференц Лист (1811–1886)
- Ave Verum
Сезар Франк (1822–1890)
- Фантазия ля мажор, ор. 16, FWV 35
Макс Регер (1873–1916)
- Токката ре минор, ор. 59
- «Мелодия», ор. 129, №4
Пауль Хиндемит (1895–1963)
- Соната для органа №2:
- I. Lebhaft
- II. Ruhig bewegt
- III. Fuge. Ma?ig bewegt, Heiter
- Макс Регер
- Интродукция и пассакалия ре минор, WoO IV/6