Описание
Керль и Веберн — некие «крайние точки» в истории австрийской музыки — открывают этот концерт; их своеобразный «обмен репликами», весьма конфликтный с точки зрения сопоставления исторических периодов, создаёт определённое внутреннее напряжение, заставляя задуматься о том, что происходило в этом промежутке. Последующая часть программы в той или иной степени отвечает на этот вопрос.
Клавирная сюита Моцарта КV 399 в контексте всего его наследия выглядит достаточно неожиданно: здесь композитор обращается к стилистическим элементам барокко, создавая настоящую сюиту или партиту «в духе Баха» — с узнаваемой французской увертюрой и двумя основными танцевальными частями. На момент её создания такое решение было уже очевидной стилизацией, стремлением запечатлеть живой «артефакт» уходящей эпохи с её характерными музыкальными вкусами, стремительно сменяющимися чем-то новым. Будучи достаточно редко исполняемым сочинением, сюита открывает нам новый взгляд на Моцарта с точки зрения его внутренних связей с идеалом «золотого века» барокко.
Соната Шуберта является едва ли не единственным оригинальным сочинением для арпеджионе — инструмента, созданного в 1823 году венским мастером Штауфером. Идея смычкового инструмента, отчасти напоминающего виолончель, но оснащённого ладами, восходит к виоле да гамба; попытка возродить нечто подобное, практически совпадающая с поворотом от классицизма к романтизму, может свидетельствовать о том, что потенциал гамбы, казавшийся в своё время исчерпанным, на самом деле исчерпан не был. Шуберт обратился к нему лишь единожды, итогом чего стало создание одного из гениальнейших его произведений. Очевидно, композитора, обладающего исключительным лирическим талантом, привлекал мягкий звук арпеджионе, его интонационная чуткость и способность к выражению большого спектра психологических состояний.
Исполнители:
Александр Листратов (барочная виолончель, г. Москва),
Алексей Шевченко (орган, г. Москва)
В программе:
Иоганн Каспар Керль (1627–1693)
Capriccio sopra il cucu
Антон Веберн (1883–1945)
Две пьесы для виолончели и фортепиано в версии для виолончели и органа (1899 г.)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
Альфредо Пиатти (1822–1901)
Каприс для виолончели соло
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Сюита до мажор для органа, K. 399
Ouverture
Allemande
Courante
Франц Шуберт (1797–1828)
Соната ля минор для арпеджионе и фортепиано, D.821 (1824 г.) в версии для виолончели и органа
Allegro moderato
Adagio
Allegretto