Описание

Колоссальный риторический бэкграунд баховских кантат, о котором вспоминают в первую очередь, стоял в его творчестве вровень с блестящими наработками инструментального письма. Собственно оркестровое (и, в данном случае, заведомо не связанное с церковью) наследие Баха занимает не самый значительный объeм в списке его сочинений, но по сей день вызывает восхищение утончённостью фактур и неординарностью инструментальных сочетаний; примером тому, как правило, приводят «Бранденбургские концерты», не уступают им и другие баховские партитуры. В значительной степени Бах опирался здесь на итальянские достижения в области concerto grosso — этот жанр, достигший к тому времени своего расцвета, предполагал постоянное сопоставление двух инструментальных групп — рельефной солирующей и более нейтральной и плотной по звучанию основы.

Концерты для двух клавиров BWV 1061 и BWV 1062 принадлежат к числу безусловных шедевров в своём жанре. Бах неоднократно обращался к идее сольного или двойного инструментального концерта, не привязываясь, в то же время, к какому-либо конкретному инструменту: так, концерты BWV 1060 и BWV 1062 существуют в авторской версии для скрипки и оркестра, а знаменитый тройной концерт BWV 1044 возник из материала сольной клавирной прелюдии и фуги BWV 894. По сути, такой разброс версий — пример того, насколько универсальна баховская музыкальная ткань, способная естественно адаптироваться к самым разным инструментам. Вместе с тем Бах сполна пользуется преимуществами клавира — тем паче в «удвоенном» варианте; развeрнутые, контрапунктически комплементарные друг другу партии клавесинов «перетягивают» всю фактуру на себя, оставляя оркестру лишь скромную роль тембрового дополнения.

Исполнители:

  • Ансамбль Владимира Шуляковского:
  • Виктория Евтодьева (сопрано)
  • Фёдор Шуляковский (флейта-траверсо)
  • Владимир Шуляковский (барочная скрипка)
  • Владимир Шуляковский мл. (барочная скрипка)
  • Александр Горбунов (барочный альт)
  • Прасковья Шуляковская (барочная виолончель)
  • Елена Чупахина (клавесин)
  • Андрей Коломийцев (клавесин)

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

  • Концерт для двух клавесинов, струнных и basso continuo до мажор, BWV 1061
  • Adagio ovvero Largo
  • Fuga
  • Stumme Seufzer, stille Klagen… Ария из Кантаты Mein Herze schwimmt im Blut, BWV 199
  • Оркестровая сюита си минор, BWV 1067
  • Ouverture
  • Rondeau
  • Sarabande
  • Bourrees I & II
  • Polonaise
  • Menuet
  • Badinerie
  • Tief gebuckt und voller Reue… Ария из Кантаты Mein Herze schwimmt im Blut, BWV 199
  • Концерт для двух клавесинов, струнных и basso continuo до минор, BWV 1062
  • Andante e piano
  • Allegro assai

Концерты: еще события