Описание
Колоссальный риторический бэкграунд баховских кантат, о котором вспоминают в первую очередь, стоял в его творчестве вровень с блестящими наработками инструментального письма. Собственно оркестровое (и, в данном случае, заведомо не связанное с церковью) наследие Баха занимает не самый значительный объeм в списке его сочинений, но по сей день вызывает восхищение утончённостью фактур и неординарностью инструментальных сочетаний; примером тому, как правило, приводят «Бранденбургские концерты», не уступают им и другие баховские партитуры. В значительной степени Бах опирался здесь на итальянские достижения в области concerto grosso — этот жанр, достигший к тому времени своего расцвета, предполагал постоянное сопоставление двух инструментальных групп — рельефной солирующей и более нейтральной и плотной по звучанию основы.
Концерты для двух клавиров BWV 1061 и BWV 1062 принадлежат к числу безусловных шедевров в своём жанре. Бах неоднократно обращался к идее сольного или двойного инструментального концерта, не привязываясь, в то же время, к какому-либо конкретному инструменту: так, концерты BWV 1060 и BWV 1062 существуют в авторской версии для скрипки и оркестра, а знаменитый тройной концерт BWV 1044 возник из материала сольной клавирной прелюдии и фуги BWV 894. По сути, такой разброс версий — пример того, насколько универсальна баховская музыкальная ткань, способная естественно адаптироваться к самым разным инструментам. Вместе с тем Бах сполна пользуется преимуществами клавира — тем паче в «удвоенном» варианте; развeрнутые, контрапунктически комплементарные друг другу партии клавесинов «перетягивают» всю фактуру на себя, оставляя оркестру лишь скромную роль тембрового дополнения.
Исполнители:
- Ансамбль Владимира Шуляковского:
- Виктория Евтодьева (сопрано)
- Фёдор Шуляковский (флейта-траверсо)
- Владимир Шуляковский (барочная скрипка)
- Владимир Шуляковский мл. (барочная скрипка)
- Александр Горбунов (барочный альт)
- Прасковья Шуляковская (барочная виолончель)
- Елена Чупахина (клавесин)
- Андрей Коломийцев (клавесин)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
- Концерт для двух клавесинов, струнных и basso continuo до мажор, BWV 1061
- Adagio ovvero Largo
- Fuga
- Stumme Seufzer, stille Klagen… Ария из Кантаты Mein Herze schwimmt im Blut, BWV 199
- Оркестровая сюита си минор, BWV 1067
- Ouverture
- Rondeau
- Sarabande
- Bourrees I & II
- Polonaise
- Menuet
- Badinerie
- Tief gebuckt und voller Reue… Ария из Кантаты Mein Herze schwimmt im Blut, BWV 199
- Концерт для двух клавесинов, струнных и basso continuo до минор, BWV 1062
- Andante e piano
- Allegro assai