Описание

К концу эпохи барокко клавирная музыка Италии вышла в своеобразный авангард нового стиля: именно в это время сложилась «энциклопедия» типичных фактур, гораздо более близких к фортепиано, нежели к барочным клавишным. Столь же универсальным становится и тематизм: зачастую мы с трудом можем угадать в нём типично органные или типично клавесинные черты, но легко запоминаем его элементарные составляющие — мелодику, интонацию, характер, ритм.

Мартини, Пешетти, Беллини — композиторы XVIII–XIX веков, чей творческий путь пришёлся на чрезвычайно сложное для органной культуры время: в этот период органная музыка «уходит в тень», на первый план выступают светские жанры во всём разнообразии их проявлений, полифоническое письмо окончательно уступает гомофонно-гармоническому — более простому и мелодичному, отвечающему задачам новой эстетики. Перенося музыку подобного склада в органные условия, композиторы зачастую открывали для себя совершенно неожиданную сферу — сферу шутливого, остроумного и даже иронического. Романтическая органная музыка Италии, возникшая как некое целостное направление ко второй половине XIX века, опирается на те же эстетические установки: в отличие от немецкого романтического бахианства, здесь преобладает «простое вместо сложного», с характерным мелодизмом и эмоциональной открытостью.

Adagio Ремо Джадзотто — известное как многократно заигранный органный «хит», приписанный к тому же барочному композитору, к которому имел крайне опосредованное отношение — родилось как некое пацифистское высказывание своего времени. Его «рыдающие» интонации, будучи с музыкальной точки зрения весьма вольной фантазией на барочную тематику, сложились у автора под впечатлением рукописей, уничтоженных во время Второй мировой войны. В первом издании Джадзотто указывал якобы существующую отправную точку в виде некоего отрывка из сочинения Альбинони, обнаруженного на руинах Дрезденской библиотеки, однако последующие исследования доказали, что искомого манускрипта никогда не существовало — автор сочинил Adagio сам, подарив миру, возможно, одну из самых этических значимых страниц популярной музыки, символическое значение которой в чём-то превышает художественное.

Исполнитель:

Наталья Михайлова (орган)

В программе:

Франческо Дуранте (1684–1755)

Увертюра

Джованни Баттиста Пешетти (ок. 1704–1766)

Соната до минор:

Allegro ma non presto

Moderato

Presto

Джованни Баттиста Мартини (1706–1784)

Adagio

Винченцо Беллини (1801–1835)

Соната для органа соль мажор

Марко-Энрико Босси (1861–1925)

Ave Maria

Скерцо соль минор

Ремо Джадзотто (1910–1998)

Adagio

Джузеппе Верди (1813–1901)

Марш из оперы «Аида» (транскрипция для органа Карло Фумагалли)

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Adagio из Концерта ре минор, BWV 974 (переложение концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799 Алессандро Марчелло)

Винченцо Антонио Петрали (1832–1889)

Марш

Концерты: еще события