Описание

Три произведения, составляющие эту программу, объединяет определённая «нетипичность» для Баха — которая, вместе с тем, парадоксальным образом позволила реализовать наиболее типичные и яркие черты его стиля. «Органная пьеса» BWV 572, написанная во французской манере, имеет уникальную форму, ни разу не повторённую Бахом. Пассакалия BWV 582 зачастую воспринимается как драматическая кульминация в ряду больших органных прелюдий и фуг – благодаря присутствию остинатного баса (опять же единичному для Баха), создающего впечатление упорного неотвратимого движения. Изначально будучи разомкнутой, потенциально «бесконечной» формой вариаций на гармонический квадрат, впоследствии пассакалия обрела более линеарный бас, суровый характер и сквозную направленность – черты, появившиеся на немецкой почве.

Центром программы станут знаменитые Гольдберг-вариации: это масштабное сочинение, имеющее весьма затейливую и сложную структуру, вмещает в себя целостный музыкальный тезаурус своего времени, выходящий далеко за рамки отдельно взятого инструмента. Традиция играть его целиком, привычная современному слушателю, может быть далеко не единственным способом исполнения. По сути, арию с вариациями можно в равной степени рассматривать с двух точек зрения — как циклическую форму, наделённую внутренними закономерностями, и как сборник относительно самостоятельных пьес, расположенных по контрасту фактур и жанров. Исполнитель здесь пользуется барочной свободой, распространяющейся не только на частности интерпретации, но и на выбор инструмента (апеллируя к ещё близким Баху временам, когда орган и клавесин имели общий репертуар), и на выбор и компоновку частей для данного конкретного исполнения, из которых составляется своеобразная «сюита».

Исполнитель: Сергей Силаевский (орган)

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Фантазия соль мажор (Piece d’orgue), BWV 572

Гольдберг-вариации, BWV 988 (фрагменты)

Пассакалия до минор, BWV 582

Организатор: ИП Коломийцев А.В. ИНН: 525909867597

Концерты: еще события