Описание
Идея предназначать для органа музыку, в оригинале написанную для какого-либо другого инструмента или состава, — отнюдь не новое явление; уходя корнями в самое начало сольной органной музыки, она представляет собой определённый маркер расширения органного дискурса.
На вопрос о том, где заканчивается оригинальное и начинается заимствованное, далеко не всегда можно ответить однозначно. Многие из тех сочинений, которые мы прочно воспринимаем как органную музыку, представляют собой переложения, зачастую вполне «инновационные» для своего времени. Пример тому — знаменитые концерты Вивальди/Баха или первые органные интаволатуры (в этой программе Джованни Бассано).
Это программа о том, насколько разными могут быть транскрипции, какое богатство коннотаций — ренессансных, барочных или романтических — мы можем вкладывать в это слово. Транскрипция как способ сделать многоголосное сочинение доступным для исполнения одним человеком. Транскрипция как простое и утилитарное изменение фактуры, связанное с превращением дуэтного произведения в сольное или клавирного — в органное.
Транскрипция как попытка перенести на орган нечто изначально несвойственное и немыслимое — сцену из русской оперы. Транскрипция как одушевление живой исполнительской волей текста, написанного для механического инструмента. По-своему примечательна тройная транскрипция (Аркадельт — Дитш — Лист), в которой первоисточник оказывается почти поглощён его романтическим переосмыслением.
Тот факт, что на орган попадает классическая фортепианная музыка Скрябина или Шопена, говорит о стремлении выйти безоглядно далеко за рамки органного письма. Именно фортепиано стало «собственной вселенной» романтической эпохи, её неотчуждаемой территорией, где романтическая музыкальная мысль могла развиваться «с нуля», по своим законам, не оглядываясь на многовековой бэкграунд — в отличие от органной сферы, которая и в XIX веке сохраняла дух традиций прежних времён.
Исполнитель:
Ольга Котлярова (орган)
В программе:
Антонио Солер (1729–1783)
- Менуэт «Императорские фанфары» из Концерта для двух органов № 6 (транскрипция для органа соло Пьера Гуэна)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
- Andante для механических часов фа мажор, KV 616 (транскрипция для органа Томаса Шнайдера)
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
- Сарабанда из Клавирной сюиты ре минор, HWV 437 (транскрипция для органа Ольги Котляровой)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
- Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
- Tempo giusto
- Adagio
- Allegro
Джованни Бассано (1558?—1617)
- Мотет Dic nobis Maria (транскрипция для органа Генриха Шейдемана)
Генри Пёрселл (1659–1695)
- Граунд in c, Z. 221
- Рондо из cюиты Abdelazer, Z. 570 (транскрипция для органа Ольги Котляровой)
- Якоб Аркадельт (1507–1568)
- Шансон Nous voyons que les hommes для трехголосного хора (транскрипция для органа Ференца Листа)
Фридерик Шопен (1810–1849)
- Две прелюдии для фортепиано, op. 28 (транскрипция для органа Пьера Гуина):
- № 20 до минор
- № 14 ми-бемоль минор
- Модест Мусоргский (1839–1881)
- Сцена коронации Бориса из оперы «Борис Годунов» (транскрипция для органа Ольги Котляровой)
Александр Скрябин (1872–1915)
- Две прелюдии ор. 74 (транскрипция для органа Ханса Питера Айзенманна):
- № 2 Tres lent, contemplatif
- № 3 Allegro drammatico
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893)
- «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик», ор. 71 (транскрипция для органа Ольги Котляровой)
Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
- «Ода к радости» из Симфонии № 9 ре минор, ор. 125 (транскрипция для органа Нуно Кармоны)
Продолжительность концерта: 1 час без антракта