Описание

«Человек смертен» — так можно было бы обозначить одну из ключевых идей, просматривающихся сквозь разные грани искусства барокко. Музыка Баха заставляет слушателя вновь ощутить её как непреложную основу бытия, скрывающуюся за барочной сложностью и пышностью. Будучи весьма религиозным человеком, постоянно размышляя о том, что лежит за пределами земной жизни, Бах создал немало сочинений, в которых явственно ощущается дух этих размышлений.

В программе концерта можно увидеть своего рода движение «от жизни к смерти», от эффектного и отвлечённого эпиграфа в виде токкаты и фуги BWV 565 к трагической, сосредоточенно-строгой пассакалии BWV 582. Будучи единичным сочинением Баха в этом жанре, пассакалия зачастую воспринимается как своеобразная драматическая кульминация в ряду больших органных прелюдий и фуг — благодаря движению остинатного баса, которое создаёт впечатление упорства и неотвратимости. Исторический путь к остинатной форме такого типа был весьма примечательным: пассакалия, изначально представляющая собой разомкнутую, потенциально «бесконечную» форму вариаций на гармонический квадрат, в немецкой музыке обрела более линеарный бас, суровый характер и сдержанное движение.

Хоральная партита Ach, was soll ich Sunder machen — одно из наиболее ранних органных сочинений Баха, авторство которого подвергалось сомнениям в силу его стилевого сходства с типичной хоральной партитой предбаховского времени (достаточно вспомнить партиту Иоганна Пахельбеля на тот же хорал, чтобы обнаружить их явное родство). Содержание хорала перекликается с тематикой трёх хоральных обработок из «Органной книжечки»: образ смертного человека, скорбящего о своих грехах и взывающего к Богу, был весьма распространён в лютеранском музыкальном дискурсе — и непосредственно в музыке Баха.

Исполнитель:

Ольга Котлярова (орган)

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Токката и фуга ре минор, BWV 565

Хоральная партита Ach, was soll ich Sunder machen, BWV 770

Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)

Tempo giusto

Adagio e due Claviere, ma senza Pedale

Allegro

Три хоральные прелюдии:

Wenn wir in hochsten Noten sein, BWV 641,

Ach wie nichtig, ach wie fluchtig, BWV 644,

Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ, BWV 639

Пассакалия до минор, BWV 582

Концерты: еще события