Описание

Барочная опера — действо, представляющее собой многосоставный синтез искусств, начиная от полноценного литературного сюжета в её основе и заканчивая разнообразными сценическими эффектами, – как правило, достигает современного слушателя в виде отдельных арий, извлечeнных из их первоначального контекста. В то же время, при условии грамотного исполнения и вдумчивого восприятия, слушатель имеет шанс мысленно воссоздать этот редуцированный контекст, как бы «развeртывая» из той или иной арии все те музыкальные и экстрамузыкальные составляющие, которые потрясали воображение оперных завсегдатаев в XVII–XVIII веке.

Кроме двух известнейших фигур «на поверхности» этого жанра — Вивальди и Генделя, — в концерте прозвучит музыка Франческо Кавалли, представителя более раннего поколения оперных композиторов, принадлежащего к венецианской школе. С течением времени, однако, «драматический» модус оперы уступал место собственно «вокальному»: риторичность сольных партий сменялась акцентом на их внешней эффектности, позволяющей показать виртуозное техническое совершенство певца — как в лирических, так и в бравурных ариях.

Идея «первенства вокала над инструментом», просматривающаяся в этой программе, продолжается и в романтической её части. Григ и Шуберт здесь выступают как авторы поистине бессмертных вокальных шедевров; оба композитора оставили значительное песенное наследие, оба остались в истории инструментальной музыки как гениальные мелодисты.

Орган, дополняющий вокальную историю в этой программе, движется собственным путeм. Импровизационные барочные прелюдии и токкаты оттеняют более строгую форму BWV 593, представляющую собой переложение трeхчастного концерта для струнных, а чакона Пахельбеля «рифмуется» с остинатной структурой «Вестминстерских колоколов», написанных двумя веками позже.

Исполнители:

  • Наталья Михалёва (сопрано),
  • Анна Калинкина (орган)

В программе:

Георг Муффат (1653–1704)

  • Toccata septima из сборника Apparatus musico-organisticus

Франческо Кавалли (1602–1676)

  • Delizie contente
  • Dolce amor, bendato Dio

Иоганн Пахельбель (1653–1706)

  • Чакона фа минор, P. 43

Антонио Вивальди (1678–1741)

  • Vedro con mio diletto… Ария из оперы «Юстин»

Дитрих Букстехуде (1637–1707)

  • Прелюдия in D, BuxWV 139

Георг Фридрих Гендель (1685–1759)

  • V'adoro, pupille… Ария из оперы «Юлий Цезарь в Египте»

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

  • Концерт ля минор, BWV 593 (по А. Вивальди)
  • Allegro
  • Adagio
  • Allegro

Перси Флетчер (1879–1932)

  • Fountain Reverie («Фонтан мечты»)

Эдвард Григ (1843–1907)

  • Песня Сольвейг из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», ор. 23 № 18

Франц Шуберт (1797–1828)

  • Серенада, ор. 134

Луи Вьерн (1870–1937)

  • Вестминстерские колокола

Уильям Гомез (1939–2000)

  • Ave Maria

Концерты: еще события