Описание
Барочная опера — действо, представляющее собой многосоставный синтез искусств, начиная от полноценного литературного сюжета в её основе и заканчивая разнообразными сценическими эффектами, – как правило, достигает современного слушателя в виде отдельных арий, извлечeнных из их первоначального контекста. В то же время, при условии грамотного исполнения и вдумчивого восприятия, слушатель имеет шанс мысленно воссоздать этот редуцированный контекст, как бы «развeртывая» из той или иной арии все те музыкальные и экстрамузыкальные составляющие, которые потрясали воображение оперных завсегдатаев в XVII–XVIII веке.
Кроме двух известнейших фигур «на поверхности» этого жанра — Вивальди и Генделя, — в концерте прозвучит музыка Франческо Кавалли, представителя более раннего поколения оперных композиторов, принадлежащего к венецианской школе. С течением времени, однако, «драматический» модус оперы уступал место собственно «вокальному»: риторичность сольных партий сменялась акцентом на их внешней эффектности, позволяющей показать виртуозное техническое совершенство певца — как в лирических, так и в бравурных ариях.
Идея «первенства вокала над инструментом», просматривающаяся в этой программе, продолжается и в романтической её части. Григ и Шуберт здесь выступают как авторы поистине бессмертных вокальных шедевров; оба композитора оставили значительное песенное наследие, оба остались в истории инструментальной музыки как гениальные мелодисты.
Орган, дополняющий вокальную историю в этой программе, движется собственным путeм. Импровизационные барочные прелюдии и токкаты оттеняют более строгую форму BWV 593, представляющую собой переложение трeхчастного концерта для струнных, а чакона Пахельбеля «рифмуется» с остинатной структурой «Вестминстерских колоколов», написанных двумя веками позже.
Исполнители:
- Наталья Михалёва (сопрано),
- Анна Калинкина (орган)
В программе:
Георг Муффат (1653–1704)
- Toccata septima из сборника Apparatus musico-organisticus
Франческо Кавалли (1602–1676)
- Delizie contente
- Dolce amor, bendato Dio
Иоганн Пахельбель (1653–1706)
- Чакона фа минор, P. 43
Антонио Вивальди (1678–1741)
- Vedro con mio diletto… Ария из оперы «Юстин»
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
- Прелюдия in D, BuxWV 139
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
- V'adoro, pupille… Ария из оперы «Юлий Цезарь в Египте»
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
- Концерт ля минор, BWV 593 (по А. Вивальди)
- Allegro
- Adagio
- Allegro
Перси Флетчер (1879–1932)
- Fountain Reverie («Фонтан мечты»)
Эдвард Григ (1843–1907)
- Песня Сольвейг из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», ор. 23 № 18
Франц Шуберт (1797–1828)
- Серенада, ор. 134
Луи Вьерн (1870–1937)
- Вестминстерские колокола
Уильям Гомез (1939–2000)
- Ave Maria