Описание
Знаменитая фраза Моцарта о Бахе – «Он – отец, мы – дети» – по прошествии двух с половиной веков звучит как своеобразный эпиграф к традиции бахианства. Сменялись исторические периоды и стили, пропорционально им менялся музыкальный язык – вплоть до самых смелых модификаций в эпоху модерна, – накапливался исторический опыт, менялись ценности. Но неизменным было одно: Бах оставался путеводной звездой для всех, кто обращался к органу. Кому-то эта звезда светила ярче, от кого-то скрывалась за облаком, но никогда не исчезала бесследно.
Первым сопоставлением с Бахом в этой программе становится Гендель – его исторический «антагонист», по случайности или намеренно не встретившийся с ним лично, но явно знакомый с его музыкальными достижениями. Сходство общих черт музыкального языка (в сущности, неудивительное для ровесников и соотечественников) компенсировалось глубоким контрастом в мировосприятии, разными обстоятельствами становления и взглядами на миссию музыканта. Следующий за Генделем Моцарт – более отдалённый и опосредованный, но и более личный взгляд на баховскую фигуру: композитор, «укоренённый» в уже совершенно иной интонационной среде, делает осознанный шаг в сторону Баха («уже недоступного» или «ещё недоступного», ещё не открывшегося новым поколениям с новой стороны). Третье сопоставление – с Шуманом: его немногочисленные пьесы для органа (точнее, педального фортепиано) проникнуты неким подчёркнутым стремлением отдать дань уважения великому мастеру.
Музыка XX века обрела в Бахе неожиданный импульс к новым поискам: в это время происходит активный поворот в сторону полифонических изысканий, вплоть до самых сложных, опирающихся на хорошо известные барочные модели – но уже в рамках модернового музыкального языка. Дмитрий Шостакович и его белорусский коллега, органист и композитор Михаил Старокадомский – пример того, в каком направлении развивалась вновь обретённая «бахоориентированная» полифоническая практика.
Исполнитель:
Егор Колесов (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
- Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548
- Трио-соната №4 ми минор, BWV 528
- I. Adagio – Vivace
- II. Andante
- III. Un poco allegro
- Хоральная прелюдия Das alte Jahr vergangen ist, BWV 614
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
- Концерт № 1 соль минор для органа с оркестром, op. 4, HWV 289
- IV. Andante
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
- Фантазия фа минор, KV 608
Роберт Шуман (1810–1856)
- Три этюда в форме канона из op. 56
Михаил Старокадомский (1901–1954)
- Пассакалия «Круг»
Дмитрий Шостакович (1906–1975)
- Прелюдия и фуга ми минор из цикла «24 прелюдии и фуги», op. 87 (транскрипция для органа Надежды Бакеевой)
Продолжительность концерта: 1 час без антракта