Описание

Знаменитая фраза Моцарта о Бахе – «Он – отец, мы – дети» – по прошествии двух с половиной веков звучит как своеобразный эпиграф к традиции бахианства. Сменялись исторические периоды и стили, пропорционально им менялся музыкальный язык – вплоть до самых смелых модификаций в эпоху модерна, – накапливался исторический опыт, менялись ценности. Но неизменным было одно: Бах оставался путеводной звездой для всех, кто обращался к органу. Кому-то эта звезда светила ярче, от кого-то скрывалась за облаком, но никогда не исчезала бесследно.

Первым сопоставлением с Бахом в этой программе становится Гендель – его исторический «антагонист», по случайности или намеренно не встретившийся с ним лично, но явно знакомый с его музыкальными достижениями. Сходство общих черт музыкального языка (в сущности, неудивительное для ровесников и соотечественников) компенсировалось глубоким контрастом в мировосприятии, разными обстоятельствами становления и взглядами на миссию музыканта. Следующий за Генделем Моцарт – более отдалённый и опосредованный, но и более личный взгляд на баховскую фигуру: композитор, «укоренённый» в уже совершенно иной интонационной среде, делает осознанный шаг в сторону Баха («уже недоступного» или «ещё недоступного», ещё не открывшегося новым поколениям с новой стороны). Третье сопоставление – с Шуманом: его немногочисленные пьесы для органа (точнее, педального фортепиано) проникнуты неким подчёркнутым стремлением отдать дань уважения великому мастеру.

Музыка XX века обрела в Бахе неожиданный импульс к новым поискам: в это время происходит активный поворот в сторону полифонических изысканий, вплоть до самых сложных, опирающихся на хорошо известные барочные модели – но уже в рамках модернового музыкального языка. Дмитрий Шостакович и его белорусский коллега, органист и композитор Михаил Старокадомский – пример того, в каком направлении развивалась вновь обретённая «бахоориентированная» полифоническая практика.

Исполнитель:

Егор Колесов (орган)

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

  • Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548
  • Трио-соната №4 ми минор, BWV 528
  • I. Adagio – Vivace
  • II. Andante
  • III. Un poco allegro
  • Хоральная прелюдия Das alte Jahr vergangen ist, BWV 614

Георг Фридрих Гендель (1685–1759)

  • Концерт № 1 соль минор для органа с оркестром, op. 4, HWV 289
  • IV. Andante

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)

  • Фантазия фа минор, KV 608

Роберт Шуман (1810–1856)

  • Три этюда в форме канона из op. 56

Михаил Старокадомский (1901–1954)

  • Пассакалия «Круг»

Дмитрий Шостакович (1906–1975)

  • Прелюдия и фуга ми минор из цикла «24 прелюдии и фуги», op. 87 (транскрипция для органа Надежды Бакеевой)

Продолжительность концерта: 1 час без антракта

Концерты: еще события