билеты без наценки
Без комиссии, по цене организатора

Описание

Первая страница «Хорошо темперированного клавира» — знаменитый титульный лист с полным названием сочинения и зашифрованным графическим обозначением «хорошей темперации», за которым следует до-мажорная прелюдия и фуга, — в этой программе выступает метафорической «первой страницей Баха». Ещё в XIX веке, на заре баховских исследований, музыковеды видели в до-мажорной прелюдии своеобразный «портал», точку торжественного входа в монументальный сборник; схожую роль она играет и в этом концерте. Всё, что произойдёт дальше, — причудливое Pedal-Exercitium, величественные хоральные обработки, драматическая Пассакалия, изящная и строгая органная соната BWV 525, — оказывается «под сенью» этого удивительного эпиграфа — изящного, лаконичного, простого и одновременно глубокого.

Незатейливая единообразная фактура метрически раскладываемых аккордов (восходящая к прелюдиям Фишера — непосредственного предшественника Баха на этой почве) стала одним из достаточно отчуждённых символов баховского творчества. Парадоксально, что именно эта пьеса, будучи при внешней простоте весьма требовательной к исполнителю, даёт представление о структуре раскладываемого на клавире аккорда или последовательности аккордов — с неизменным движением по нижнему голосу, смещением центра тяжести с фигураций на бас и отсутствием мелодической линии как таковой. Другая, не менее существенная сторона восприятия этой прелюдии напрямую связана с темперацией: безмятежное и благостное звучание «перебираемых струн» обусловлено акустически чистым звучанием до мажора, лишённым внутренних напряжений и как бы «раздвигающем пространство» за счёт соответствующего соотношения интервалов.

Исполнитель:

Юлия Глазкова (орган)

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Прелюдия и фуга до мажор, BWV 846 из I тома «Хорошо темперированного клавира»

Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 550

Хоральная фантазия Christ lag in Todes Banden, BWV 718

Хоральная прелюдия Christ, unser Herr, zum Jordan kam, BWV 684 из сборника Clavierubung III

Трио-соната ми-бемоль мажор, BWV 525

  • Allegro moderato
  • Adagio
  • Allegro

Pedal-Exercitium, BWV 598

Хоральная прелюдия O Mensch, bewein’ dein’ Sunde gross, BWV 622

Пассакалия до минор, BWV 582

Концерты: еще события