Описание

Говоря о стиле — и волей-неволей определяя его как совокупность тех или иных относительно зафиксированных черт, – мы всегда имеем в виду нечто большее, что-то, что не может быть буквально сведено к этой совокупности, однако нуждается в ней как в необходимом условии своего появления и существования.

Своего рода «порталом» во французский стиль из германоцентричного органного дискурса можно считать пассакалию Андре Резона, тема которой была положена Бахом в основу его знаменитой BWV 582. Тема Резона — прозрачная, невесомая и вместе с тем сверкающая острыми гранями, возникающими от гармонического соприкосновения с холодным воздухом сопровождающих голосов – превращается у Баха в фундамент колоссальной формы, на котором возводятся всё новые и новые драматургические столпы. Встретившись с ней в первоначальном контексте – в органной мессе, после двух Kyrie, по-французски основательных и по-французски ярких, – мы видим эту тему не просто «в новых одеждах», но в совершенно иной реальности, где то, чем мы восхищаемся у Баха, становится совершенно неважным.

Гаспар Ле Ру — один из композиторов, попавших в тень своих современников: о его жизни и творчестве сохранились лишь отдельные сведения. Возможно, именно поэтому его музыка воспринимается сейчас на удивление свежо и непосредственно: невольные «шаблоны», возникающие в уме при мысли, к примеру, о музыке Рамо или Франсуа Куперена – уступают место непредвзятому созерцанию стиля, когда каждый новый поворот композиторского пера ощущается как нечто небывалое и единственное в своём роде.

Георг Муффат имел возможность наблюдать французский стиль в большей степени со стороны; это дало ему возможность осознанно выбирать из его тезауруса наиболее примечательные черты, создавая образцы «более похожие на оригинал», чем сам оригинал. Пример тому – знаменитая Пассакалия, взявшая многие черты из аналогичных французских форм, но едва ли имеющая среди них равную в полноте высказывания.

Исполнитель: Татьяна Мордвинова (орган, клавесин)

В программе:

Георг Муффат (1653–1704)

Toccata prima из сборника Apparatus musico-organisticus

Пассакалия in g из сборника Apparatus musico-organisticus

Жан-Адам Гилен (ок. 1680–после 1739)

Из Сюиты второго тона:

  • Prelude
  • Tierce en Taille
  • Basse de Trompette
  • Trio de Flutes
  • Petit Plein jeu

Андре Резон (ок. 1640–1719)

Из Мессы второго тона:

  • Premier Kyrie (Plein Jeu)
  • Second Kyrie (Fugue Grave)
  • Christe (Trio en passacaille)
  • Dernier Kyrie (Dialogue)

Гаспар Ле Ру (1670–1706)

Сюита in d:

  • Prelude
  • Allemande ‘La Vauvert’
  • Courante
  • Sarabande Grave
  • Menuet
  • Passepied

Из Сюиты in a:

  • Prelude
  • Allemande
  • Courante
  • Sarabande
  • Sarabande en Rondeau

Панкрас Руайе (1703–1755)

Из Сюиты in c:

  • La Sensible (Rondeau)
  • Allemande

Антуан Форкре (1672–1745)

Из Сюиты № 4 in g:

  • La Carillon de Passy
  • La Latour
  • La Carillon de Passy da capo

Организатор: ИП Коломийцев А.В. ИНН: 525909867597

Концерты: еще события