Описание
Говоря о стиле — и волей-неволей определяя его как совокупность тех или иных относительно зафиксированных черт, – мы всегда имеем в виду нечто большее, что-то, что не может быть буквально сведено к этой совокупности, однако нуждается в ней как в необходимом условии своего появления и существования.
Своего рода «порталом» во французский стиль из германоцентричного органного дискурса можно считать пассакалию Андре Резона, тема которой была положена Бахом в основу его знаменитой BWV 582. Тема Резона — прозрачная, невесомая и вместе с тем сверкающая острыми гранями, возникающими от гармонического соприкосновения с холодным воздухом сопровождающих голосов – превращается у Баха в фундамент колоссальной формы, на котором возводятся всё новые и новые драматургические столпы. Встретившись с ней в первоначальном контексте – в органной мессе, после двух Kyrie, по-французски основательных и по-французски ярких, – мы видим эту тему не просто «в новых одеждах», но в совершенно иной реальности, где то, чем мы восхищаемся у Баха, становится совершенно неважным.
Гаспар Ле Ру — один из композиторов, попавших в тень своих современников: о его жизни и творчестве сохранились лишь отдельные сведения. Возможно, именно поэтому его музыка воспринимается сейчас на удивление свежо и непосредственно: невольные «шаблоны», возникающие в уме при мысли, к примеру, о музыке Рамо или Франсуа Куперена – уступают место непредвзятому созерцанию стиля, когда каждый новый поворот композиторского пера ощущается как нечто небывалое и единственное в своём роде.
Георг Муффат имел возможность наблюдать французский стиль в большей степени со стороны; это дало ему возможность осознанно выбирать из его тезауруса наиболее примечательные черты, создавая образцы «более похожие на оригинал», чем сам оригинал. Пример тому – знаменитая Пассакалия, взявшая многие черты из аналогичных французских форм, но едва ли имеющая среди них равную в полноте высказывания.
Исполнитель: Татьяна Мордвинова (орган, клавесин)
В программе:
Георг Муффат (1653–1704)
Toccata prima из сборника Apparatus musico-organisticus
Пассакалия in g из сборника Apparatus musico-organisticus
Жан-Адам Гилен (ок. 1680–после 1739)
Из Сюиты второго тона:
- Prelude
- Tierce en Taille
- Basse de Trompette
- Trio de Flutes
- Petit Plein jeu
Андре Резон (ок. 1640–1719)
Из Мессы второго тона:
- Premier Kyrie (Plein Jeu)
- Second Kyrie (Fugue Grave)
- Christe (Trio en passacaille)
- Dernier Kyrie (Dialogue)
Гаспар Ле Ру (1670–1706)
Сюита in d:
- Prelude
- Allemande ‘La Vauvert’
- Courante
- Sarabande Grave
- Menuet
- Passepied
Из Сюиты in a:
- Prelude
- Allemande
- Courante
- Sarabande
- Sarabande en Rondeau
Панкрас Руайе (1703–1755)
Из Сюиты in c:
- La Sensible (Rondeau)
- Allemande
Антуан Форкре (1672–1745)
Из Сюиты № 4 in g:
- La Carillon de Passy
- La Latour
- La Carillon de Passy da capo
Организатор: ИП Коломийцев А.В. ИНН: 525909867597