Описание
К тому моменту, когда аффект героического — некогда связанный с определeнным набором фигур в барочных ариях — проник в сольную органную музыку, в ней имелись все предпосылки для его романтического воплощения. Дух драматической борьбы и последующей триумфальной победы — одна из ключевых идей классицизма, получившая бурное развитие в XIX веке. Позади было открытие и расцвет сонатной формы, в наибольшей степени способной передать картину борьбы разнонаправленных сил; к моменту, когда каждый из трёх композиторов сегодняшней программы «взялся за перо», история музыки уже успела обогатиться сонатами и симфониями Бетховена, монументальными сюжетными полотнами Брамса, Малера, Листа, чьи экстатические образы проникли, в том числе, в его органное наследие.
Французский орган рубежа XIX–XX веков предоставлял композиторам для этой цели поистине впечатляющие ресурсы. Взятый за основу образ симфонического оркестра открывал возможность комбинировать тембры различных «оркестровых групп» — так же, как это делали композиторы-симфонисты, — постепенно усиливать или ослаблять силу звучания, делать резкие динамические переходы, «озаряя» кульминации невиданной мощью органного tutti, пользоваться всей пластичностью романтической мелодики, позволяющей выстраивать музыкальный «сюжет» со всеми его перипетиями.
В то время как «Героическая пьеса» Франка является прочной частью органного репертуара, аналогичные сочинения Жана Лангле и Жозефа Йонгена звучат не в пример реже. Оба этих композитора были тесно связаны с Франком: Лангле был одним из его учеников, Йонген — земляком, родившимися, как и Франк, в бельгийском Льеже, — и весьма близки ему с точки зрения стилистики.
Исполнитель:
- Ирина Розанова (орган)
В программе:
Жозеф Йонген (1873–1953)
- Соната eroica до-диез минор, op. 94
Сезар Франк (1822–1890)
Три пьесы для большого органа:
- Фантазия ля мажор
- Кантабиле си мажор
- Героическая пьеса си минор
Жан Лангле (1907–1991)
- Chant heroique из цикла «Девять пьес», op. 40 №4