Михаил Фоменко
Михаил Геннадьевич Фоменко, артист драмы, родился 31 августа 1978 г. Окончил ВТУ им. М.С.Щепкина (курс Ю.М. и О.Н. Соломиных) в 1999 г. В 1999-2000 годах Фоменко подобно большинству артистов, попавших под призыв, служил в Театре Российской Армии, где сыграл Фёдора («Любовь – книга золотая» по А.Н.Толстому).
По окончании училища Михаил был принят в труппу театра «Сфера», на сцену которого впервые вышел ещё студентом – он исполнил роль Отто в спектакле «Смех во мраке» по роману В.В.Набокова «Camera obscura». В «Сфере» актёр служил вплоть до 2004 г. На его счету около двух десятков разнообразных по масштабу и жанрам ролей – Аякс («Троил и Крессида» У.Шекспира), Бернардо («Вестсайдская история» Э.Лемана и Л.Бернстайна), Заруцкой («Люди и страсти» М.Ю.Лермонтова), Педер Веламсон («Эрик XIV» А.Стриндберга), Тарталья («Король-олень» В.Коростылёва и М.Таривердиева), Мороз и Ярило («Весенняя сказка» по «Снегурочке» А.Н.Островского), полицейский инспектор Стрит («Скандальное происшествие…» Дж.Б.Пристли), Арлекин («Игра любви и случая» П.Мариво), Глеб («Фантомные боли» В.Сигарева), Фома Стриж («Театральный роман» М.А.Булгакова) и ряд других. Работа в «Сфере» стала для молодого исполнителя бесценной школой актёрского мастерства.
С 2004 г. Михаил Геннадьевич Фоменко – артист Малого театра. За прошедшие 15 лет он исполнил более 30 ролей, и к настоящему времени является одним из ведущих актёров своего поколения.
Михаил Фоменко наделён колоритной фактурой, звучным голосом и ярким темпераментом. Его индивидуальности абсолютно соответствуют такие персонажи как жизнерадостный и энергичный Бирон («Усилия любви» У.Шекспира), пылкий помещик Илья Ильич Быков («Касатка» А.Н.Толстого), надменный честолюбец Гватинара («Тайны Мадридского двора» Э.Скриба и Э.Легуве), задиристый бретёр д'Орсиньи («Жизнь и любовь господина де Мольера» («Кабала святош») М.А.Булгакова), пафосный трагик Ераст Громилов («Таланты и поклонники» А.Н.Островского), etc. Эти и многие другие герои сыграны с присущим Михаилу мастерством и органикой. Однако гораздо интереснее в его исполнении роли, где «внутреннее» вступает в противоречие с «внешним». К таким работам можно в первую очередь отнести Девисона в трагедии Ф.Шиллера «Мария Стюарт». «Маленький человек» – завсегдатай русской литературы XIX века; тем удивительнее встретить подобного персонажа при дворе Елизаветы Тюдор, да ещё и в должности государственного секретаря. Выбившись «из грязи в князи», Девисон считает, что находится на вершине мира, но эта иллюзия рушится в один миг, когда Елизавета вынуждает его принять на себя ответственность за судьбу осуждённой Марии Стюарт. Актёр прекрасно передаёт недоумение, растерянность и ужас человека, внезапно осознавшего, что он всего лишь пешка, которой с лёгкостью жертвуют власть имущие.
Михаил Фоменко играет много и успешно – практически в каждом сезоне он вводится в уже идущие постановки либо выпускает премьеры. Выдающимся творческим достижением, обратившим на себя внимание зрителей и театральной общественности, стала работа актёра в спектакле «Васса Железнова – первый вариант» М.Горького. «Михайлу Васильева, управляющего Вассы и отца Людмилы, убедительно сыграл Михаил Фоменко. Актёр показывает нам героя человеком верным, умным, надёжным соратником "дела" Железновых, который готов на всё ради этого самого "дела". И, хоть ведёт он себя, по сути, как верный пёс, актёру удаётся наделить героя чувством внутреннего достоинства. Он не подобострастен, он искренне отдал себя в волю Вассы, служить которой для него — честь… или он надеется на большее?..» (Лия Руткис, «Завтра», 28 апреля 2017 года)
Тема маленького человека, впервые прозвучавшая в «Марии Стюарт», найдёт своё развитие в образе Гарольда «Митча» Митчелла («Трамвай «Желание»» Т.Уильямса) – едва ли не лучшей на сегодняшний день роли Михаила Фоменко. Неуклюжий и трогательный герой удерживает на себе зрительское внимание на протяжении всего спектакля. Кажется, он единственный шанс Бланш на спасение из мирка Стэнли Ковальски, однако чудо так и не происходит. «Митч – человек добрый и хороший, но, к сожалению, безвольный, – говорит актёр. – Он не преследует никаких корыстных целей, Бланш действительно поразила его – для Митча это существо из другого мира. Он не может понять её и бьётся, как в закрытую дверь. К финалу у него происходит некий переворот в сознании, но, мне кажется, он вряд ли вырвется из-под влияния мамы, да и Стэнли опять возьмёт его под своё крыло. Митч – человек, который всегда должен быть при ком-то более сильном. Это и ужасно, что при всей природной доброте он не слушает своё сердце, поддаётся дурному влиянию».
Безволие, невозможность или нежелание помочь более слабому человеку – эти же черты мы наблюдаем у Митрича («Власть тьмы» Л.Толстого). Да, герой удерживает Никиту от попытки самоубийства – но при его попустительстве погибает невинное дитя. После рассудительного Стародума («Недоросль» Д.И.Фонвизина) Митрич стал вторым возрастным персонажем, сыгранным Михаилом Фоменко.
Актёр не знает творческих простоев – в настоящее время он репетирует сразу в двух спектаклях, готовящихся к премьере: в драме «Дальше – тишина» В.Дельмар Михаилу досталась роль сострадательного Хеннинга, в «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана – пастора Иммоса.
Михаил Фоменко снимался в сериалах «Счастливы вместе», «Москва. Три вокзала», «Пятницкий», «Хозяйка большого города», «Гостиница», «Прокурорская проверка», «Меч-2», «Кухня» и др. В 2015 г. артист принял участие в озвучивании цикла из 10 документальных фильмов «Новый век русского театра» для портала Культура.РФ, в том числе «Театральные художники», «Молодые театры», «Большая жизнь Малого театра», «МХТ: путешествие по закулисью».