Елена Харитонова

Елена Харитонова

Елена Германовна Харитонова, народная артистка России. По окончании в 1987 году ВТУ им. М.С.Щепкина (курс Ю.М.Соломина) молодая актриса была приглашена на работу в один из лучших коллективов страны – Самарский академический театр драмы им. М.Горького. Изумительные внешние данные, щедрый талант, сценическое обаяние и заразительный темперамент, великолепная пластика – все эти замечательные качества быстро позволили Елене Харитоновой стать одной из ведущих актрис самарской труппы. За 7 лет работы в театре им. Горького Харитоновой довелось сыграть лучшие роли отечественного и зарубежного классического репертуара. Среди творческих удач молодой актрисы – Грушенька («Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского), Глафира («Волки и овцы» А.Н.Островского), Инкен Петерс («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана), Эпифания («Миллионерша» Дж.Б.Шоу), Финея («Дурочка» Лопе де Вега), Софья («Горе от ума» А.С.Грибоедова), леди Мильфорд («Коварство и любовь» Ф.Шиллера).

В 1994 году Елена Харитонова переходит в Государственный академический Малый театр. Уже 25 лет служит она искусству старейшей драматической сцены страны. За эти годы Елена Германовна вошла в число актрис, на которых держится репертуар Малого.

Елена Харитонова – актриса сложного, становящегося сейчас редким амплуа – она романтическая героиня. Однако присущие ей тонкое чувство стиля и жанра, искромётный юмор позволяют Елене Германовне значительно расширить свой диапазон. Творческий багаж актрисы богат и многообразен. Среди её ролей кроткая страдающая Мария Нагая («Царь Иоанн Грозный» А.К.Толстого), хищная обольстительница Глафира («Волки и овцы» А.Н.Островского), разрушающая семейный очаг Ольга («Чудаки» М.Горького), весёлая легкомысленная Смельская («Таланты и поклонники» А.Н.Островского), взбалмошная принцесса Эльза («Снежная королева» Е.Шварца по Г.Х.Андерсену), гордая и независимая леди Мильфорд («Коварство и любовь» Ф.Шиллера), очаровательная здравомыслящая госпожа Меркаде («Делец» О. де Бальзака), развратная Дорис («Как скрыть убийство» С.Сондхайма и Д.Фурта), пылкая Елизавета Воронцова («Хроника дворцового переворота» Г.Турчиной), борющаяся за своё счастье Анна Австрийская («Плащ кардинала» П.Гусева по А. де Виньи), надменная честолюбивая Марина Мнишек («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н.Островского), романтичная Маша («Касатка» А.Н.Толстого), цепкая Харита Игнатьевна Огудалова («Бесприданница» А.Н.Островского), страстная баронесса Штраль, слишком поздно осознающая, насколько разрушительна сплетённая ею интрига («Маскарад» М.Ю.Лермонтова). Все эти и многие другие работы принесли Елене Харитоновой заслуженную зрительскую любовь, но подлинным бенефисом актрисы стала блистательная Маргарита Наваррская из «Тайн Мадридского двора» Э.Скриба и Э.Легуве. Роль французской принцессы, пытающейся вызволить из испанского плена брата-короля и одновременно устраивающей чужое и собственное счастье, позволяет Елене Харитоновой раскрывать лучшие черты своего актёрского дарования. «Тайны Мадридского двора» объездили с гастролями множество российских городов, повсюду встречая восторженный приём публики. Безусловно, в этом немалая заслуга исполнительницы главной роли Елены Харитоновой, чьи красота и талант покорили множество сердец.

Первой чеховской ролью актрисы стала молодая вдова Елена Ивановна Попова из водевиля «Медведь» («Свадьба, свадьба, свадьба!»). С пленительным озорством и блестящим чувством юмора играет Елена Харитонова упрямую красавицу, которая решила наперекор всему свету затвориться в четырёх стенах, но не сумела побороть свои страсти. Этой работе сопутствует неизменный зрительский успех.

В 2016 году актриса впервые вышла на сцену в роли Бланш Дюбуа («Трамвай «Желание»»). «Елена Харитонова не даёт Бланш права на вздорность и фантазёрство, в её исполнении героиня Уильямса вовсе не склонна к ним по характеру, они – следствие нервной болезни. Главное в этой роли – громадная пронзительная боль, которую удаётся и сыграть, и «присвоить». Очевидно, актриса вместе с режиссёром провела подробнейшую проработку характера, найдя глубинные мотивировки, подметив тончайшие нюансы в перемене настроения и поведения героини. Игра обнажает нерв и отчаяние, её Бланш – падшая женщина с душой ангела», – пишет Наталья Витвицкая в работе, посвящённой творчеству Елены Харитоновой.

В 2019 году в творческую биографию актрисы вновь вошла пьеса Г.Гауптмана «Перед заходом солнца». В Самарском театре драмы Харитонова играла Инкен Петерс – на этот раз Елене Германовне досталась роль Беттины, старшей из детей Маттиаса Клаузена. Мрачная женщина в чёрном, тяжело опирающаяся на палку, она казалась бы нелепой, не будь в ней столько яростной, тёмной энергии. В своей любви к отцу Беттина доходит до фанатизма, не считая нужным считаться с его чувствами и волей. Именно она становится инициатором травли Инкен Петерс, что в конечном итоге приводит к гибели Маттиаса. Поистине, «благими намерениями вымощена дорога в ад». Харитонова создаёт страшный в своей разрушительности образ, один из наиболее запоминающихся в спектакле Владимира Бейлиса

Актриса активно занимается озвучиванием зарубежных фильмов и сериалов – её голосом говорят Кэтрин Хепберн, Софи Лорен, Жюльет Бинош, Изабель Юппер, Мэрил Стрип, Гленн Клоуз, Шэрон Стоун, Виктория Абриль, Кейт Уинслет, Анджелина Джоли, Трине Дюрхольм.

Елена Германовна много и успешно работает на телевидении и радио, она объездила немало городов России, выступая с авторскими концертами. Кроме того, Харитонова активно занята в творческой жизни коллектива – регулярно участвует в концертных программах оркестра Малого театра, занимается шефской работой на предприятиях и в воинских частях. Много времени и сил отдала Елена Германовна и преподавательской деятельности, ведя занятия по сценической речи на режиссёрском факультете Самарского педагогического института.

Афиша событий

Выберите месяц
апрель 2024



май 2024




июнь 2024