Екатерина Базарова

Екатерина Базарова

Екатерина Михайловна Базарова, артистка драмы, родилась 3 июля 1978 г. Выпускница ВТУ им. М.С.Щепкина (курс Ю.М.и О.Н. Соломиных), в 1999 г. она была приглашена в труппу Малого театра.

Начав, как и водится, с небольших ролей, со временем Базарова стала одной из ведущих актрис своего поколения. Забавно, но в её творческом багаже представлены, кажется, все слои общества: «криминальные элементы» (Маленькая разбойница в «Снежной королеве» по Е.Шварцу), зажиточное крестьянство (Акулина во «Власти тьмы» Л.Н.Толстого), средний класс (Жюли из «Дельца» О. де Бальзака, Ирина Лавровна в «Последней жертве» А.Н.Островского), купечество (Липочка в «Своих людях – сочтёмся!», Лариса из «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского), чиновничество (Марья Антоновна в «Ревизоре» Н.В.Гоголя), «придворная камарилья» (Катерина из «Усилий любви» У.Шекспира), высшая знать (принцесса Эльза в «Снежной королеве» по Е.Шварцу) и даже будущая королева Испании (принцесса Изабелла в «Тайнах Мадридского двора» Э.Скриба и Э.Легуве).
Екатерина Базарова – ярко выраженная характерная актриса, чьё дарование органично сочетает все оттенки комического, от мягкого лиризма в «Дельце» до откровенного гротеска в «Усилиях любви». Впрочем, по словам самой Екатерины, она всегда рада, когда её «выпускают из этих рамок». Прирождённая клоунесса, словно сошедшая со страниц комедий дель арте, Базарова справедливо полагает, что не умещается в понятие жанра. Её амплуа очень подвижно. Она может играть и драматические, и комедийные, и эксцентрические роли – у Екатерины богатейшее разностороннее дарование. Однако единственная пока что драматическая героиня Базаровой – Акулина во «Власти тьмы», причём сыграла её актриса дважды, сначала в училище им. Щепкина, а затем и на подмостках Малого театра.
В числе лучших работ Екатерины – Жюли Меркаде из «Дельца». Свежая, естественная, чистая, Жюли подобна цветку, распускающемуся с первыми лучами солнца. Актриса не играла, она жила на сцене – чем иначе объяснить тот мягкий внутренний свет, что исходил от её героини?
Ещё одной бесспорной творческой удачей Базаровой стала Лариса Епишкина в комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Режиссёру-постановщику Эдуарду Марцевичу вместе с исполнительницей удалось найти очень интересные и неожиданные краски, во многом меняющие сложившееся представление об этой роли. Незамужней Ларисе 26 лет, возраст по тем временам критический. Кажется, сам Бог велел играть перезревшую, сверх меры озабоченную девицу, у которой голос плоти заглушает остатки разума. Однако тут совсем другой коленкор.
Базарова ведёт свою роль достаточно мягко, без нажима и излишнего комикования. Её героиня – особа противная, надо отдать должное, но всё же она, в первую очередь, жертва семейного деспотизма. «Как хочешь… поворачивай, всё дрянь», – говорит про дочку купец Епишкин. Да и маменька, Фетинья Мироновна, отзывается едва ли многим лучше: «…разумом недостаточна, дурой не назовёшь, а и к умным не причтёшь, так, полудурье». А великовозрастной девице, которую собственные родители стыдятся выпускать на люди, всего-то и нужна порция ласки, внимания и любви. И так ей этого хочется, что палит Лариса по первой попавшейся мишени – соседскому дурачку Елесе. В результате героиня получает всё, что ей нужно для счастья, – полную свободу и Елесю Мигачёва в придачу. Однако свобода Ларисы – это свобода жить на скотном дворе (именно так трактовал Марцевич место действия своего спектакля). Впрочем, сочувствовать ей не стоит, ведь Лариса не понимает, где находится.
Роль Ирины Лавровны («Последняя жертва») актриса называет одной из самых любимых. …Головокружительное декольте, перья, дрожащий от страсти низкий голос… «Знойная женщина, мечта поэта», одним словом. Слегка утрируя, добавляя ярких и сочных красок (всё-таки Островский во многом сродни Кустодиеву!), Базарова создаёт остросовременный портрет молоденькой искательницы приключений, прикрывающей трезвый расчёт разговорами о «высокой поэзии». «Когда на неё смотришь, – говорит театральный критик Вера Максимова, – возникает ощущение свежести, страсти, силы. Она замечательно передаёт человеческую глупость. Это тоже очень важно. Ум играть трудно, но куда труднее играть глупость и не впадать в карикатуру».
За двадцать лет работы в Малом театре Базарова исполнила более десяти крупных ролей отечественной и мировой драматургии. В настоящее время актриса занята в репетициях комедии А.Н.Островского «Красавец мужчина», где ей предстоит сыграть пожилую кокетку Аполлинарию Антоновну. Эта работа станет второй возрастной ролью Екатерины после ушлой свахи Устиньи Наумовны в спектакле «Свои люди – сочтёмся!» А.Н.Островского.
С 2014 г. Екатерина Базарова сотрудничает с Московским драматическим театром «Глобус». Актриса участвовала в спектаклях «Два мужа одной жены» Миро Гаврана (Драгица), «Любовь до гроба, или это была не пятая, а девятая» Альдо Николаи (Ева), а также сыграла заглавного героя в музыкальной постановке «Кот в сапогах» по Шарлю Перро. С этими спектаклями Базарова побывала на гастролях в Тамбове, Борисоглебске, Костроме, Чебоксарах и Салехарде.
С 2017 г. актриса преподаёт в театральном кружке московской общеобразовательной школы № 947, а с апреля 2019 г. ведёт занятия в детской студии при Малом театре.
Екатерина Базарова снимается на телевидении. На её счету участие в сериалах «Замыслил я побег», «Моя прекрасная няня», «Московская история», «Одна любовь души моей», «Взрослая жизнь девчонки Полины Субботиной».

Афиша событий

Выберите месяц