Эдвард Григ

Эдвард Григ

Эдвард Хагеруп Григ (норв. Edvard Hagerup Grieg; 15 июня 1843, Берген, Норвегия – 4 сентября 1907, там же) – норвежский композитор, пианист, дирижёр, общественный деятель. Григ, творчество которого в целом относят к музыкальному романтизму, испытал значительное влияние норвежской народной культуры (эпоса, музыки, танца, современных бытовых традиций).

Творчество Эдварда Грига впитало в себя типические черты норвежского музыкального фольклора – эпических и лирических песен скальдов, мелодий пастушьего альпийского рога, трудовых и бытовых песен. Этот фольклор формировался на протяжении многих столетий, и его особенности закрепились в XIV-XVIII веках. Немалую роль в них играло воспроизведение образов природы, персонажей норвежских народных сказаний о подземном мире – гномов, кобольдов, троллей, домовых, водяных (например, «Шествие гномов» и «Кобольд» из «Лирических пьес», «В пещере горного короля» из «Пера Гюнта»).

Норвежская народная мелодика отмечена рядом характерных особенностей, которые определили своеобразие музыкальной стилистики Грига. В инструментальной музыке мелодические линии часто развиваются сложным орнаментом в наслоении форшлагов, мордентов, трелей, мелодических задержаний. Эти приёмы народного скрипичного музицирования закреплены во многих танцевальных пьесах Грига. Подобные приёмы проникают и в его вокальную музыку, где мелодические задержания служат выражению широкого вздоха.

Григ часто использовал свежо звучавшие в его время ладовые обороты – дорийский, фригийский. Они способствовали обогащению его гармонических приемов, среди которых альтерации, необычное сочетание тональностей, хроматическое нисхождение баса, частое применение органного пункта.

В фортепианных пьесах op. 17, 35, 63 и 72 Григ всесторонне отобразил музыку таких норвежских танцев, как спрингар, халлинг, гангар, до него разрабатываемые скрипачами, которыми издавна славилась Норвегия. Он дал также развёрнутые сцены из народной жизни на основе танцевальных интонаций и ритмов («Сцены из сельской жизни», op. 19; «Свадебный день в Тролльхаугене» из op. 65), им присущи живые, энергичные ритмы, активный характер, порой с оттенком юмора. В танцы, особенно гангар, нередко привносятся сюжетные мотивы (в частности, популярны шуточные сцены, именуемые «стабе-лотен»). Григ часто пользовался ими и нередко насыщал свои произведения сюжетной программностью, когда хотел запечатлеть в музыке нравы и обычаи родного народа.

Афиша событий

Выберите месяц