Джон Дауленд

Джон Дауленд

Джон Дауленд также Доуленд (англ. John Dowland; 2 января 1563 – похоронен 20 февраля 1626, Лондон) – английский композитор и лютнист.

Оригинальное (старинное) произношение первого слога в слове Dowland (судя по некоторым свидетельствам XVI—XVII вв.) предполагало дифтонг «oу» (как в слове know). В современном англоязычном мире утвердилось произношение имени через дифтонг «ау» (как в слове now).

О детстве и юности Дауленда почти ничего не известно. В 1580 году состоял на службе у британского посла в Париже; там же крестился как католик. Вернулся в Англию около 1584 года; в 1588 году в Оксфордском университете (в колледже Christ Church) получил степень бакалавра музыки. В 1594 безуспешно претендовал на должность лютниста при елизаветинском дворе, после чего отправился в Рим, где рассчитывал пообщаться со знаменитым композитором (и лютнистом) Лукой Маренцио. По дороге в Италию посетил ряд германских аристократических дворов — в Вольфенбюттеле и Касселе. Приехав во Флоренцию, он оказался вовлечённым в круг английских католиков в изгнании, которые плели заговор против королевы Елизаветы. Дауленд не хотел иметь с ними ничего общего. Он отказался от идеи встретиться с Маренцио в Риме и немедленно отправился в обратный путь (с остановкой в Нюрнберге); вероятно, в 1596 году он вновь оказался в Англии. В 1597 вышел из печати первый сборник сочинений Дауленда «The First Booke of Songes», на титуле которого автор рекомендует себя как «бакалавр музыки обоих университетов». В 1598—1606 Дауленд занимал пост лютниста при дворе короля Дании Кристиана IV, где получал щедрое жалованье. В 1609 году в Лондоне был издан переведённый Даулендом с латыни трактат «Микролог о практической музыке» Андреаса Орнитопархуса (лат. Musicae activae micrologus; 1517). С 1612 года до конца дней Дауленд — лютнист при дворе Якова I. С 1621 на него начинают ссылаться как на «доктора Дауленда»; однако, где и при каких обстоятельствах композитор мог получить учёную степень, неясно.

Большая часть музыки Дауленда создана для лютни. Это несколько сборников сольных пьес (преимущественно с танцевальной основой: паваны, гальярды, аллеманды, жиги, граунды и др., всего более 110), песни («арии») для голоса и лютни, консорты (в том числе, с участием лютни). В инструментальной музыке Дауленда нередки обработки известных («народных») мелодий, например, чрезвычайно популярных в то время «Une jeune fillette» и «Susanne un jour».

Общее настроение музыки Дауленда грустно-мечтательное, даже меланхоличное. Характерно название одной из его пьес Semper Dowland, semper dolens (лат. «Всегда Доуленд, всегда скорбящий»), заголовок основан на паронимической близости звучания Dowland и лат. dolens.

Самое известное сочинение Дауленда Lachrimae (лат. «слёзы») было создано автором в трёх редакциях — для лютни (первоначальная версия), затем как песня «Лейтесь, мои слёзы» (Flow my teares; 1600) и, наконец, обработана для консорта. В 1604 году он опубликовал сборник консортной музыки под названием Lachrimae or Seaven Teares (21 пьеса), который открывается семью «слёзными» паванами с похожими латинскими заголовками: (1) Lachrimae antiquae (на ту же тему, что и песня Flow my tears), (2) Lachrimae antiquae novae, (3) Lachrimae gementes, (4) Lachrimae tristes, (5) Lachrimae coactae, (6) Lachrimae amantis, (7) Lachrimae verae.

Дауленд — по преимуществу светский композитор. Среди немногих духовных сочинений наиболее интересен сборник сольных и ансамблевых песен (англ. part-songs) «Утешение странника» (A pilgrimes solace; 1612). Обработки псалмов (38, 100, 104, 130, 134), представляющие собой короткие пьесы с силлабическим распевом текста в упрощённой моноритмической фактуре, предназначены для богослужебного (англиканского) обихода. В такой же стилистике выдержан сборник «Ламентации г-на Генри Ноэля» (Mr. Henry Noell Lamentations, для вокального ансамбля; 1597), в который вошли английские метрические (свободные) переложения Miserere, De profundis и др. псалмов.

Полного тематико-систематического каталога сочинений Дауленда (по состоянию на апрель 2018) не существует. Лютневые сочинения Дауленда принято идентифицировать по изданию Дианы Пултон (например, Melancholy Galliard, P25).

Музыка Дауленда на протяжении XX века пережила второе рождение — как в связи с общим ростом интереса к музыкальной культуре Возрождения и барокко, так и благодаря расширению репертуара академической гитары за счёт лютневой музыки. В 1976-1980 гг. полное собрание сочинений Дауленда записал британец Энтони Рули (Rooley) с ансамблем «The Consort of Musicke», при участии приглашённых музыкантов.

Музыку Дауленда неоднократно использовал Бенджамин Бриттен. Он дважды обработал знаменитую песню Дауленда «Lachrimae» (для альта с фортепиано и для альта с оркестром). В основу «Ноктюрна» (для гитары, 1963; посвящён гитаристу и лютнисту Джулиану Бриму) Бриттен положил другую песню Дауленда «Come, heavy sleep». В 2006 г. Стинг совместно с боснийским лютнистом Э. Карамазовым выпустили альбом Songs from the Labyrinth, программу которого составили преимущественно лютневые сочинения Дауленда.

Афиша событий

Ничего не найдено
Упс, ничего не найдено
Афиша на другие даты