билеты без наценки

Без комиссии, по цене организатора

Описание

Исполняется на языке оригинала (английском)

В программе мероприятия — два отделения:

I отделение — Грани Барокко (концертная программа)
В концертной программе участвуют камерный ансамбль «Музыка для нас» и солисты Новосибирской оперы. Руководитель ансамбля и автор идеи — Наталья Жук.

II отделение — Премьера. Томас и Салли, или Возвращение моряка (драматическая пасторальная опера в 2-х действиях без антракта)

Премьера оперы 28 ноября 1760 года в Королевском театре Ковент-Гарден прошла с успехом. «Томас и Салли» — одна из немногих работ Арна, которая не была уничтожена во время катастрофического пожара в Ковент-Гарден в 1808 году и время от времени возрождалась.

«Томас и Салли» длится около пятидесяти минут и примечательна тем, что это первая английская комическая опера, которая пользовалась огромной популярностью. Оркестровка также необычна для комической оперы того времени, поскольку Арн включил в партитуру кларнеты, которые обычно использовались только в трагедиях и драмах. Морская тематика либретто побудила Арна сочинить солидную партитуру, включающую неистовую охотничью песню для Сквайра. Арии Салли написаны в стиле оперы-буффа.

«Создание Томасом Августином Арном (1710–1778) совместно с либреттистом Айзеком Бикерстаффом комической оперы на сельский сюжет соответствует одной из основных тенденций развития английского искусства середины XVIII века — выражению новых идей в доступной для самой широкой аудитории форме. В содержательном отношении «Томас и Салли» находится в контексте многочисленных сочинений, принадлежащих к жанровым сферам «слезливой» комедии и «мещанской» драмы, посвящённых теме торжества добродетели — ключевой для английской просветительской литературы. Задачей раскрытия этой темы обусловлен музыкальный язык персонажей, а также включение в оперу вставной «Шотландской арии».

<…> Театральный репертуар стал существенно меняться в направлении усиления тем и сюжетов, посвящённых ценностям добродетели, бережливости, умеренности, набожности и, следовательно, жанров «слезливой» комедии и «мещанской» драмы, в которых и сформировались предпосылки развития сентименталистских идей и настроений на английской сцене в середине XVIII века.

В сфере музыкально-драматического искусства новые тенденции обозначились несколько позднее, <…> это обусловлено двумя основными факторами. Первым из них является «диктат» итальянских композиторов, оперных трупп и соответствующих жанровых моделей на английской сцене в первой половине столетия. В качестве второго фактора следует отметить приоритет для музыкально-театральной традиции Англии видов, не относящихся к all-sung1, а именно драматической пьесы с музыкой, «маски» и балладной оперы. Развитие же оперного жанра, отвечающего запросам на национальное искусство и, вместе с тем, содержательную и эстетическую актуальность, оказалось отодвинуто во времени к 1750-1760-м годам. Ключевую роль в этом процессе сыграло творчество ведущего английского театрального композитора середины XVIII века Томаса Августина Арна (1710-1778).

Образцом воплощения новых тенденций стала комическая опера Арна на либретто Айзека Бикерстаффа (1733-1812) «Томас и Салли, или Возвращение моряка» (‘Thomas and Sally, or The Sailor’s Return’, 1760), жанр которой обозначен самим автором как драматическая пас-тораль (dramatic pastoral). Крупнейший исследователь творчества Арна Т. Гилман полагает, что произведение было знаковым по нескольким параметрам: 1) как первая успешная комическая опера на английском языке, 2) как первый опыт использования кларнета в сценической музыке английского композитора, а также 3) как одна из наиболее частых постановок в Лондоне в течение десятилетия. М. Аткинс к ряду достоинств оперы добавляет её компактность, непритязательность сюжета и простоту музыкального языка, краткость арий и доступность материала для простой публики.

Сюжет и персонажи этой оперы были чрезвычайно близки аудитории. Англия в XVIII веке переживала расцвет как морская держава, и многие англичане имели прямое или косвенное отношение к морскому флоту, поэтому особенности жизни моряков были ведомы практически каждому. Морская тема довольно часто упоминается в известных произведениях этого времени как самая естественная часть жизни англичанина, особенно в образах песонажей-моряков: таковы главные герои «Робинзона Крузо» Даниеля Дефо (1719) и «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (1727), персонажи романов Тобайаса Смоллетта — служащий на корабле Родрик Рэндом (1748) и воспитанник коммодора Перигрин Пикль (1751). Основное содержание оперы Арна посвящено теме достоинств добродетели — теме ключевой для английской просветительской литературы того времени. Так, яркими примерами добродетели являются персонажи романов Сэмюэла Ричардсона, а между Салли и героиней Ричардсона Памелой можно провести некоторую параллель: обе девушки низкого происхождения интересуют богатых господ; однако важное различие заключается в том, что Памела выходит замуж за своего господина, когда на смену соблазнению с его стороны приходит благоразумное предложение брака, в то время как к Салли возвращается её Томас. К тому же Памела косвенно также является оперной героиней в качестве прообраза Чеккины из знаковой оперы той эпохи — «Доброй дочки» Никколо Пиччинни. В английской драматургии тема добродетели развивается в самостоятельное направление, связанное с жанром сентиментальной или «слезливой» комедии, основы которой ещё в первые десятилетия XVIII века заложил Ричард Стил.»*

*из статьи: Е.В. Панкина, А.С. Привалова. Сентименталистские черты оперы Томаса Августина Арна «Томас и Салли». — Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки / Проблемы музыкальной науки /№ 1 (2020).