билеты без наценки

Без комиссии, по цене организатора

Описание

Абонемент №2 (2021-22)

Прокофьев. Концерт №2 для фортепиано с оркестром
Лятошинский. Симфония №3 (первое исполнение в Новосибирске)

Новосибирский академический симфонический оркестр

  • Сергей Давыдченко, фортепиано (Ростов-на-Дону)
  • Дирижёр – Валентин Урюпин (Москва)

Сергей Сергеевич Прокофьев написал Второй фортепианный концерт в 1913 году. Всё, что он декларировал в Первом концерте, во Втором получило более определённое воплощение: резкую конфликтность образов довёл до предела – лиризм с одной стороны и подчёркнутую жёсткость с другой. Эта резкое противопоставление является музыкальным содержанием произведения. Публика в основной массе и критика его не приняли. Первое авторское исполнение Концерта в Павловске (близ Петербурга) 23 августа 1913 года вылилось в настоящий скандал и освещалось академически настроенной печатью как «дебют фортепианного кубиста и футуриста» .

Но через некоторое время, 25 января 1915 года Прокофьев писал своему другу Мясковскому: «Вчера я в ИРМО (Русское Музыкальное Общество) играл Второй концерт, который имел большой успех, хотя иные всё же не воздержались и пошикали. Малько продирижировал прилично, а я добросовестно выучил мою партию, и если кто расстраивался музыкой, то утешался пианистом. Среди неожиданных приверженцев концерта оказались: Ауэр, Арцыбушев, Фительберг, Зилоти. Милый Глазунов вслух ругался довольно неприличными словами».

Второй фортепианный концерт очень симфоничен за счёт мощи, богатства, размаха не только виртуозного пианизма, но и насыщенности оркестрового звучания.

Столкновение образов и тем, необычайно резкие интонации и аккорды, острые ритмические сдвиги, скачки, тембровые эффекты – реакцию на всё это высказал В.Каратыгин, российский актёр, критик и писатель: «Леденящий ужас охватывает слушателя, волосы дыбом становятся на голове, когда медные берут заключительные аккорды Концерта: трезвучие ля-бемоль –минор , лежащее на трезвучии соль минор в одной октаве».

Мы же можем сказать, что звучание получилось очень эффектным, и Второй концерт – важнейшая и выдающаяся веха в творчестве композитора.

Борис Николаевич Лятошинский – украинский композитор, внёсший значительный вклад в историю мировой музыкальной культуры, основоположник современной украинской музыки, один из музыкальных новаторов ХХ столетия. Первое образование – юридический факультет Киевского университета, второе – Киевская консерватория, класс композиции Р.Глиэра.

Он написал ряд хоровых и оркестровых произведений, романсов, музыку к кинофильмам. Среди самых значительных творений – Третья симфония, симфоническая баллада «Гражина», «Поэма воссоединения», поэма «На берегах Вислы», Концерт для фортепиано с оркестром, хоры на стихи Тараса Шевченко и Александра Сергеевича Пушкина.

Впервые Третья симфония прозвучала 23 октября 1951 г. в Киеве на концерте пленума Правления Союза композиторов Украины под управлением Натана Рахлина. Главная тема Третьей симфонии, – как говорил сам композитор – «мир победит войну», добро победит зло. Публика аплодировала стоя. Несмотря на это, вскоре после премьеры Союз композиторов Украины на собрании с участием гостей из Москвы осудил произведение как «антинародное» и охарактеризовали его как «формалистический хлам, который надо сжечь». Композитора упрекали в том, что он трактует тему войны «не как советский сторонник мира, а как буржуазный пацифист». Финал оказался не слишком победный.

Исполнение второй редакции состоялось в 1955 году – это был уже отредактированный вариант. Чтобы спасти произведение, Лятошинский вынужден был переработать симфонию, в частности заменить финал на победный и оптимистичный. Первое исполнение симфонии в новой редакции прошло в 1955 году на концерте оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского. После исполнения «исправленной» симфонии отношение к ней резко изменилось, и её назвали выдающимся произведением украинской симфонической музыки.

Дмитрий Кабалевский отметил, что в финале симфонии торжествует радость, но «это радость измученного человека». Жанр симфонии определили как «симфоническую драму».

За дирижёрским пультом Валентин Урюпин – один из самых разносторонних и успешных российских дирижёров молодого поколения. Он лауреат и обладатель всех спецпризов VIII Международного конкурса дирижёров имени Георга Шолти во Франкфурте (2017), II Всероссийского конкурса дирижёров в Москве (2015), Международного конкурса дирижёров имени Густава Малера в Бамберге (2016). Он также стал призёром множества международных конкурсов кларнетистов, в том числе самых авторитетных: в Женеве, Мюнхене, Пекине, Генте, Претории.

Сергей Давыдченко – совсем юный пианист. Он родился в Ростове-на-Дону в 2004 году, начал учиться музыке на подготовительных курсах музыкального колледжа им. В. И. Сафонова в Минеральных Водах (класс Татьяны Левадной) и в 2017 году поступил в Среднюю специальную музыкальную школу (колледж) при Ростовской государственной консерватории в класс Сергея Осипенко.

Первое звание лауреата Международного конкурса он получил в 2015 году на юношеском конкурсе пианистов в Пятигорске. Сейчас он лауреат более чем 10-ти международных конкурсов. Сергей лауреат Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» (Москва, 2016; I премия и приз зрительских симпатий), Всероссийского открытого телевизионного конкурса юных талантов «Синяя птица» (2018), молодёжных Дельфийских игр России (Ростов-на-Дону, 2019; золотая медаль).

Выступал в Концертном зале Мариинского театра, Большом зале Московской консерватории, во многих филармониях России и в Мексике.