билеты без наценки
Описание
Пушкин в музыке второй половины XIX века
Концерт в 2-х отделениях
Концертный зал «Пакгауз»
Вторая половина XIX века — время величайшего расцвета русской оперной культуры и вокальной школы. Свои великие оперы пишут П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, количество профессиональных певцов растет. Особенности времени не могли не повлиять и на жанр романса. Он становится сложнее, перенимает «оперные» черты — сложную вокальную технику, широкий эмоциональный диапазон – и выходит на большую концертную сцену.
Вместе с тем, продолжает существовать традиция салонного, городского романса.
Наиболее ярко принципы музыкальной декламации выразились в сочинениях М.П. Мусоргского (1839-1881). Композитор стал реформатором жанра песни. Еще в большей степени, чем у предшественников, у него выражается стремление к «оправданной мелодии». Творчество Мусоргского драматично и связано с его стремлением изменить жизнь «искусством, любящим человека».
Последователем идей Мусоргского был Ц.А. Кюи (1835-1918). За композитором закрепилась репутация «эстетического революционера». Он утверждал равноправие слова и музыки, имея в виду недопустимость небрежного отношения к стиху. «В вокальной музыке поэзия и звук — равноправные державы», — писал Ц.А. Кюи в книге «Русский романс».
Романсы П.И. Чайковского (1840-1893) глубоко личные и эмоциональные, что связано с острой впечатлительностью самого композитора. Опера и вокальные сочинения у Чайковского испытывают взаимное влияние: из романсов в оперу переходят «онегинские» образы, а из оперы в вокальные сочинения — декоративность и бoльшие масштабы.
В другом направлении от П.И. Чайковского двигался С.И. Танеев (1856-1915). Как и всему творчеству С.И. Танеева, его романсам свойственны сложность формы и глубокомыслие. Многие свои романсы композитор называл «стихотворениями для голоса с фортепиано», где музыка не может «говорить» так явственно сама за себя вне текста, как у П.И. Чайковского.
Вокальные сочинения С.В. Рахманинова (1873-1943) — полная противоположность танеевским. Даже ранним его романсам свойственны порывистость и драматизм, которые впоследствии появляются и в крупных сочинениях. Лирический герой часто — мятущийся, скорбный и протестующий.
А.Г. Рубинштейн (1829-1894) называл русские песню и романс «национальным способом выражения настроения».
Друг А.Г. Рубинштейна, австро-венгерский композитор К. Гольдмарк (1830-1915), прошел сложный путь творческого становления: от музыканта-самоучки до одного из самых почитаемых композиторов Европы, талант которого высоко оценивал сам Ф. Лист.
Немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900) был одаренным композитором. Для песни «Заклинание» на текст А.С. Пушкина он заказал перевод, который сохранил все образы и ритмику пушкинского стиха.
Поэзия Пушкина особенно привлекала А.К. Глазунова (1865-1936). В романсах он, скорее, отстраненный созерцатель: ему свойственна сдержанность чувств и ясные настроения.
П. Виардо-Гарсиа (1821-1910) была известна не только как выдающаяся оперная и камерная певица, но и как автор романсов и оперетт. Француженка по рождению, она называла Россию «вторым отечеством». Отдавая дань культуре и публике, к которым она испытывала «вечную признательность», в качестве поэтической основы для романсов Виардо часто брала стихи русских поэтов.
И. Коморовский (1824-1857) — польский композитор, автор популярных польских песен, в том числе, и на стихи А.С. Пушкина.
Г.П. Базилевский (1887-19..) — автор почти ста романсов на стихотворения русских поэтов.
Любовь к музыке передавалась из поколения в поколение в роду Шереметевых. Так, Б.С. Шереметев (1822-1906) с детства увлекался композиторской деятельностью. Жемчужиной его вокального творчества считается романс «Я Вас любил», который исполняли известные певцы: Надежда Обухова, Иван Козловский, Владимир Атлантов и другие.
Наследие А.Т. Гречанинова (1864-1956) составляет около 1000 произведений, и значимая часть — его вокальные сочинения. Композитор писал в очень удобной для для певцов технике. В итоге, популярность его среди музыкантов-любителей конкурировала даже с популярностью П.И. Чайковского.
П.Г. Чесноков (1877-1944) известен, в первую очередь, как автор духовной музыки для хора. Его светские сочинения чаще всего связаны с описаниями природы, однако есть романсы, посвященные и любовной тематике.
Ц.А. Кюи (1835-1918)
25 стихотворений А.С. Пушкина для голоса и фортепиано (1899)
- С. И. Танеев (1856-1915)
- А. Т. Гречанинов (1864-1956)
- П. Г. Чесноков (1877-1944)
- П. И. Чайковский (1840-1893)
- С. С. Рахманинов (1873-1943)
- М.П. Мусоргский (1839-1881 ор. 57)
- П. Виардо (1821-1910)
- Рубинштейн (1829-1894)
- Фридрих Ницше (1844-1900)
- Карл Голдмарк (1830-1915)
- Б. С. Шереметев (1822-1906)
- И. М. Коморовский (1824-1857)
- В. П. Калафати (1869-1942)
- Г. П. Базилевский (1887 - после 1910)
- А. К. Глазунов (1865-1936)
Исполнители:
- Анастасия Джилас (сопрано),
- Юлия Ситникова (сопрано),
- Дарья Пичугина (сопрано),
- Сергей Перминов (тенор),
- Алексей Доронин (тенор),
- Тигрий Бажакин (баритон),
- Сослан Кусов (тенор),
- Яна Дьякова (меццо-сопрано),
- Александр Миминошвили (баритон),
- Алексей Юрковский (баритон),
- Алина Отяковская (сопрано),
- Георгий Екимов (бас).
Партия фортепиано — Ксения Цендра, Ирина Шведчикова, Медея Ясониди, Людмила Горохова