билеты без наценки

Без комиссии, по цене организатора

Описание

А.Т. Гречанинов «Добрыня Никитич»

  • Опера в трех актах, четырех картинах — концертное исполнение
  • Либретто композитора по русским былинам
  • Дирижер — Борис Схиртладзе
  • Режиссер — Мария Шестерикова
  • Нижегородский русский народный оркестр имени В.А. Кузнецова
  • Солисты Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
  • Хор Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки

В 1895 году Александр Гречанинов (1864-1956) оканчивает Петербургскую консерваторию. К этому времени он — автор Первой симфонии, струнных квартетов, духовной музыки. И вот теперь, не без влияния своего педагога и наставника Н. А. Римского-Корсакова и его «Садко», композитор начинает работу над своей первой оперой.

«Испробовав свои силы в камерном и симфоническом стилях, я начал подумывать об опере. В те времена я очень увлекался древним русским эпосом и решил, что буду писать оперу на какую-нибудь былину. Остановился на былине о Добрыне Никитиче... Сцену я люблю, хорошо ее чувствую и, мне кажется, либретто „Добрыни Никитича“ составил не плохо. В январе 1896 года я начал писать музыку и к весне было сделано порядочно,» — вспоминал Александр Тихонович в книге «Моя жизнь». Ежедневно пропадая в читальном зале Публичной библиотеки, композитор изучал литературные источники. В основу либретто легли три былины «Добрыня Никитич и Змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович» и «Добрыня Никитич и Маринка».

Работа над новой оперой продолжалась несколько лет. Но уже в 1899 году в Ялте, во время случайной встречи с солистом Мариинского театра Митрофаном Чупрынниковым Гречанинов предложил исполнить на концерте вторую песню Алеши Поповича «Расцветали в поле цветики». Премьера прошла с огромным успехом и бисированием. Кстати, по сей день вторая песня Алеши остается одним из самых популярный концертных номеров и самым известным фрагментом оперы.

В 1901 году опера, посвященная композитором жене Вере Ивановне Гречаниновой, была завершена и оркестрована. Мечтая увидеть «Добрыню Никитича» на сцене Большого театра в Москве, Гречанинов обратился к главному дирижеру театра Ипполиту Альтани с просьбой послушать оперу. Произведение вдохновило Альтани. Вскоре принятый комиссией «Добрыня» был назначен к постановке, а Москва заговорила о новой опере. Познакомившись с клавиром, Н. Римский-Корсаков написал своему ученику: «...в общем радуюсь на оперу вашу и считаю ее хорошим вкладом в русскую оперную музыку».

Премьера оперы А. Гречанинова «Добрыня Никитич» состоялась 14 октября 1903 года в Московском Большом театре под руководством дирижера И. К. Альтани. Главные партии исполнили Ф. Шаляпин — Добрыня, А. Нежданова — Забава. Первой Настасьей Микуличной стала Н. Салина — одна из лучших исполнительниц сопранового репертуара. Единственное, что огорчало Гречанинова, это отказ дирекции театра поставить в один спектакль Федора Шаляпина-Добрыню и Леонида Собинова-Алешу из-за постоянных размолвок между ними и их поклонниками. Но даже без великого тенора «Добрыня Никитич» имел большой успех в Москве и был показан 12 раз в сезоне. Затем его увидели в Киеве и Петербурге. В 1917 году опера ушла из репертуара театров.

Возвращение созданного в лучших традициях русской эпической оперы «Добрыни Никитича» состоялось в 1943 году, когда сочинение прозвучало по радио в блокадном Ленинграде в исполнении Русского оркестра В.В. Андреева и солистов ленинградских театров.

Действующие лица и исполнители:

  • Владимир Красное Солнышко, князь Киевский (бас) — Виктор Ряузов, Максим Орлов
  • Забава Путятична, его племянница (сопрано) — Татьяна Иващенко, Ирина Котова
  • Добрыня Никитич, богатырь (бас) — Владислав Бирюков, Георгий Екимов
  • Настасья Микулична, жена его (сопрано) — Светлана Ползикова, Елена Сизова
  • Мамелфа Тимофеевна, мать его (меццо-сопрано) — Татьяна Гарькушова, Елена Шевченко
  • Алеша Попович, богатырь (тенор) — Сослан Кусов, Николай Печенкин
  • Марина, чародейка, живет у Змея Горыныча (меццо-сопрано) — Карина Хэрунц, Валерия Горбунова
  • Придверник на пиру у князя Владимира (тенор) — Дмитрий Белянский, Александр Гостев
  • Богатыри, их жены, народ, пленники и пленницы Змея Горыныча — Хор Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Рекомендуемый возраст с 12-ти лет