Описание
Солисты:
- Екатерина Смолина (сопрано)
- Ольга Сидоренко (меццо-сопрано)
- Дмитрий Бобров (тенор)
- Антон Виноградов (баритон)
- Ирина Никонова (фортепиано)
- Рустем Кудояров (фортепиано)
Концерт ведёт Игорь Афанасьев
Связь двух видов искусства — литературы и музыки — одна из самых естественных и органичных. Во-первых, и музыка, и литература длятся во времени. Во-вторых, и музыка и литература умеют «звучать», подчиняясь законам собственного темпа и ритма.
Михаил Глинка мастерски писал романсы на стихи Александра Пушкина; драматические пьесы Александра Островского и романы льва Толстого становились основами оперных сюжетов. Но бывало и другое, когда известные музыкальные произведения интерпретировались писателями внутри романных сюжетов. Так, писатель Владимир Орлов в романе «Альтист Данилов» апеллирует к симфониям Чайковского, а Томас Манн на страницах «Доктора Фаустуса» рефлексирует по поводу музыки Шёнберга, законспирировав его в вымышленном образе Адриана Леверкюна. В этих случаях, чтобы понять, о чём писал автор, важно знать подразумеваемую им музыку.
Этому и посвящён концерт, на котором слушатель услышит «музыку», населявшую произведения Пушкина, Островского, Гончарова, Чехова, Булгакова, Куприна и даже Пелевина.
Программа:
- А. Гурилёв — романс «Матушка-голубушка» (сл. С. Никромского) («Бесприданница», А. Островский, из ремарок)
- А. Варламов — романс «Ненаглядный ты мой, как люблю я тебя» (сл. неизвестного автора) («Обрыв», И. Гончаров)
- М. Глинка — «Не искушай меня без нужды» (сл. Е. Баратынского) («Бесприданница», А. Островский)
- П. Чайковский — ариозо Ленского «Что день грядущий мне готовит» («Рассказ неизвестного человека», А. Чехов)
- П. Чайковский — Романс «Ночь» («Моя жизнь», А. Чехов)
- П. Чайковский — Романс «Страшная минута» (сл. П. Чайковского) («Страшная минута», А. Куприн)
- П. Чайковский — «Песнь Миньоны» (сл. Ф. Тютчева из И. Гёте) («Миньона из хроники Мухрованской крепости», И. Леонтьев-Щеглов)
- В. А. Моцарт — Ария Керубино «Ты знаешь, что такое любовь» («Voi che sapete») из оперы «Свадьба Фигаро» («Моцарт и Сальери», А. Пушкин)
- В. Беллини — ария Нормы «Каста Дива» из оперы «Норма» («Обломов» И. Гончаров)
- Ш. Гуно — Каватина Валентина «Бог всесильный, бог любви!» («Dieu clement, o Dieu d'amour!») из оперы «Фауст» («Белая гвардия», М. Булгаков)
- Дж. Россини — Ария Розины «В полуночной тишине» («Una voce poco fa») из оперы «Севильский цирюльник» («Обрыв», И. Гончаров)
- В. А. Моцарт — Фантазия для механического органа (в переложении для двух фортепиано) («Чапаев и Пустота», В. Пелевин)