билеты без наценки

Без комиссии, по цене организатора

Расписание

Описание

«В детской» – единственная в мире постановка по вокальному циклу «Детская» М.П. Мусоргского.

Модест Петрович Мусоргский – один из величайших композиторов-реалистов XIX века, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Он прожил всего 42 года, но оставил яркий след в русской музыкальной культуре – его оперы, или, как он сам определял их жанр, «музыкальные драмы» «Борис Годунов» и «Хованщина» вошли в число лучших русских классических произведений, а цикл пьес «Картинки с выставки» признан шедевром фортепианного искусства.

Наиболее ярко талант композитора раскрылся в вокальной музыке – в песнях «Гопак», «Светик Савишна», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «По грибы», вокальных циклах «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти», в которых он метко и точно воссоздавал живую натуру и характерную речь – во многом благодаря детству, проведенному в усадьбе своих родителей в атмосфере патриархального крестьянского быта. Именно «ознакомление с духом русской народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций», писал композитор в своей автобиографии.

«Детская» – совершенно необычное, не имевшее ранее аналогов произведение. Это не песни, не романсы, а тонкие вокальные сценки, в которых удивительно точно, глубоко и любовно раскрывается мир ребенка.

Большой вокальный цикл, посвященный детям, Мусоргский задумал весной 1868 года. Возможно, на эту мысль его натолкнуло общение с детьми адвоката Дмитрия Стасова, брата музыкального критика Владимира Стасова. В цикле семь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения за жизнью маленьких детей друзей композитора. Мусоргский умел общаться с детьми на их языке и понимать их, мыслить детскими образами. «Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями… Мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным. Братья тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни…» –вспоминала дочь Дмитрия Стасова.

«Детскую» Модест Петрович писал на собственные тексты. Закончив первый номер цикла «С няней», автор сделал посвящение «великому учителю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому». Это было за полгода до смерти Даргомыжского, который высоко оценил опыт молодого автора и посоветовал непременно продолжать работу. Однако Мусоргский, занятый в то время окончанием «Бориса Годунова», надолго отложил ее. Лишь в начале 1870 года были написаны еще четыре номера – «В углу», «Жук», «С куклой» и «На сон грядущий». Последние две пьески, «Кот Матрос» и «На палочке», появились только в 1872 году. Еще две пьесы – «Сон ребенка» и «Ссора двух детей» – не были записаны и не вошли в окончательный вариант цикла.

Цикл исполняли выдающееся музыканты – одна из самых известных записей «Детской» сделана Ниной Дорлеак и Святославом Рихтером. Произведение неоднократно исполнялось и с театральной сцены – но исключительно как моноспекталь.

Детский музыкальный театр юного актера впервые в мире, сделав оригинальную оркестровую версию «Детской», превратил вокальный цикл в полноценную театральную постановку, в которой главными действующими лицами являются дети.

Сложные вокальные партии оказались вполне по силам нашим юным актерам – принцип интонационного письма Мусоргский легко перенес на музыкальный язык, соблюдая темп детской речи. Оригинальные костюмы Елены Бочковой и декорации Александра Боровского, световое оформление спектакля воссоздают атмосферу жизни дворянских детей того времени и помогают рассказать о той России, которую мы не застали, но должны знать.

«В детской» – это первые шаги в актерской профессии для всех поколений артистов нашего театра. Спектакль объездил с гастролями множество городов России, был неоднократно показан на различных театральных фестивалях. В мае 2015 года постановка отпраздновала свое 25-летие.