билеты без наценки

Без комиссии, по цене организатора

Описание

(музей малых форм в фортепианной музыке)

Жанр музыкальной миниатюры – порождение так называемого «галантного стиля», модного в Европе на рубеже XVII-XVIII, добирался до России сто с лишним лет. Зато, попав в поле зрения русских композиторов, распростерся целым горизонтом замечательных явлений, способных вызывать восхищение. – Фортепианные миниатюры, особенно популярные со времен Чайковского, стали чем-то вроде тайнописи эмоций, которой пользовались симпатизирующие друг другу люди. Еще одним свойством миниатюр была их способность к «репортажным зарисовкам» реальности, как это случилось с циклом «Времена года» Чайковского.

Чайковский уже написал свой Первый фортепианный концерт и три симфонии, когда Николаю Бернарду – сыну издателя журнала музыкальных новинок «Нувеллист» пришла идея предложить ему регулярный «отчет» в виде пьес, соответствующих количеству месяцев в году. В период с начала 1875г. по начало 1876 гг. каждый номер «Нувеллиста» открывала пьеса с названием «Январь», " Февраль" и т.д. В дальнейшем заказчик «разыграл» красивую оформительскую историю: придумал каждому «месяцу» заголовок («У камелька», «Святки», «Подснежник»...), предварил каждую пьесу стихотворными эпиграфами из модных поэтов. Так родился, пожалуй, самый удивительный «календарь русской жизни» для фортепиано.

Чайковский с тех пор увлеченно писал фортепианные пьесы целыми циклами, поверяя им едва ли не большие откровения, чем те, которыми он делился в своих симфониях и операх. Опыт Чайковского – пожалуй, самого авторитетного для его младших коллег-современников, – молниеносно был подхвачен.

Фортепианные миниатюры Анатолия Лядова считаются главной частью его наследия. Милые посвящения пьес. их изящные, а порой хитроумно-шутливые названия буквально обдают теплом и уютом русской жизни. Особенно популярна «Музыкальная табакерка», посвященная сыну Михаилу. Лядов снабдил пьесу единственным обозначением «automaticamente» («автоматично») и, на всякий случай, дал подзаголовок «Вальс-шутка». «И как это у вас так мило в ‘Табакерке», когда вдруг что-то крякнет или чихнет вверху! Ах, как мило, как комично, как грациозно!" – писал автору строгий музыкальный критик Владимир Стасов.

Александр Скрябин, чье творчество по самому первичному своему импульсу было фортепианным (достаточно сказать, что из 74 авторских опусов 68 представляют собой именно фортепианную музыку), шел к занимавшей его идее Мистерии не иначе, как через вселенную миниатюризма. Это хорошо слышно в его прелюдиях, которые в разные годы Скрябин аккуратно собирал в циклы, компонуя в мини-циклы и отдельные пьесы, вроде «Листка из альбома». Намагниченное такими микро-вселенными творчество Скрябина просто обязано было привести его к написанию «Поэмы Экстаза».

Ну а в качестве баланса к скрябиновскому экстатизму просто обязан был возникнуть противовес. – Сергей Рахманинов годом после окончания фортепианного отделения Московской консерватории получил композиторский диплом и звание «свободного художника». Его дипломной работой была опера «Алеко», за которую сидевший в выпускной комиссии Петр Ильич Чайковский поставил автору «пятерку», с четырех сторон окруженную «плюсами». Так на маршруте «русского миниатюризма» встретились его зачинатель и его завершитель, сумевший придать всем прелестям «русской фортепианной миниатюры» поистине дантовское измерение.

Программа:

П. Чайковский. «Времена года» или Двенадцать характеристических картин, ор. 37 (1876-1876 гг.)

А. Лядов

  • «Багатель» ор. 30, Des-dur
  • «Деревенская мазурка», ор. 31 из сб. «Две пьесы» (1893). Посвящено Ярославу Зелинскому
  • «Музыкальная табакерка» (или Вальс-шутка), ор. 32 (1893). Посвящается сыну Мише


А. Скрябин

  • Прелюдия, ор. 16 № 1 из цикла «Пять прелюдий», ор. 16 (1894-1895)
  • «Листок из альбома», ор. 45 № 1 из цикла «Три пьесы для фортепиано» (1905)
  • Прелюдии №№ 8, 13, 14 из цикла «24 прелюдии», ор. 11 (1888-1896)


С. Рахманинов

  • Прелюдии №№ 1, 4, 5 из цикла «Десять прелюдий», ор. 23 (1901-1903)
  • Прелюдия № 8 из цикла «Тринадцать прелюдий», ор. 32 (август-сентябрь 1910)
  • «Сирень». Авторская транскрипция одноименного романса нат стихи Е. Бекетовой (1921)
  • «Муки любви». Авторская транскрипция одноименной пьесы французского скрипача-виртуоза Фрица Крейслера (начало 1920-х гг.)


Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов, художественный руководитель ГБУК «Москонцерт» – Басиния Шульман