Jane Air: «Люди хотят смеяться над тем, что их пугает»

Интервью с группой — о «Миелофоне», субкультурах и мистике

Jane Air: «Люди хотят смеяться над тем, что их пугает»

25 февраля в московском клубе VK Stadium состоится первый зимний фестиваль от организаторов опен-эйров Dobrofest — Dobrofest Winter Edition. В числе его хедлайнеров (25/17, Shortparis, Антоха МС, «Заточка») — Jane Air, одна из тех групп, по которой можно изучать историю современной отечественной альтернативы. Перед предстоящим выступлением мы поговорили с участниками бэнда — вокалистом Антоном Лиссовым, гитаристом Сергеем Григорьевым, бас-гитаристом Сергеем Макаровым и барабанщиком Антоном Сагачко — о прошлом, настоящем и будущем коллектива.

Билеты на фестиваль

— Группе Jane Air уже, страшно представить, более 20 лет. При этом вы постоянно меняетесь и за свою карьеру претерпели несколько эпизодов самого настоящего музыкального перерождения. Что помогает держаться на плаву?

Все эти 20 лет нам страшно представить себя друг без друга! И так как наши отношения уже давно перешли из дружеских в семейные, мы плывём обнявшись и магическим образом не тонем, а наши перерождения происходят исключительно в приятном творческом поиске фарватера. Так как группе уже, страшно представить, более 20 лет, мы максимально консервативны в своём отношении к коллективу и предпочитаем не раскидываться матросами и не менять участников регаты.

 — Какие периоды в вашем творчестве вы можете выделить как самые важные и ключевые?

Вся история группы — это очень тонкая нить событий, из которых нельзя упустить ни одного знакомства, ни одного концерта, ни одной встречи. Тут и везение, и терпение. Каждый раз мы ставили новые цели и искали интересные пути для их достижения. Невозможно выделить какой-то определённый момент, они все были прекрасны в своей естественности и неожиданности.

— Часто ли вы не сходитесь по творческим вопросам? Бывали ли такие конфликты, что вы думали: «Всё, это край». Как справлялись с подобными ситуациями?

Максимально близко к точке кипения мы подходили всего один раз — в момент создания альбома «Sex & Violence». У нас был подписан контракт с телеканалом A-One, и на выпуск пластинки была всего пара месяцев. Мы безвылазно закрылись в студии, проводили там почти всё время и к третьей неделе начали друг на друга порыкивать. Но всё обошлось, все остались целы. В итоге у нас получился один из наших лучших альбомов.

— Поговорим про настоящий момент. Что вас сейчас захватывает как музыкантов и что влияет на новые работы — последний на данный момент альбом «Миелофон» и сингл «Летит снег»?

На коллектив очень плодотворно повлияло появление еще одного музыканта, нашего друга Сергея «Пункса» Вырвича, участника проектов «БЗИК», «ВАССА» и DGB, которого мы назначили продюсером альбома. У Серёжи академическое образование, и нам было очень интересно использовать его навыки в создании музыки. Сингл «Летит снег» — почти целиком его произведение. Особенно версия, которая звучит в клипе.

«Миелофон» — о чём и о ком он? Чему посвящён этот альбом и кому адресован?

Он о нас. О нашем ощущении сегодняшнего дня. Срез момента. «Миелофон» — скорее не послание, а настроение. Иногда весёлое, иногда тревожное, иногда тоскливое, но всегда с надеждой на новый светлый день.

— Ваши слушатели чуть более, чем постоянно просят вас вернуться к «Пуле», и вы, пусть и отвечаете уклончиво, не лишаете их надежд. А к чему бы вы, если говорить о прошлом Jane Air, ни за что бы не вернулись? 

Мы те же ребята, которые безудержно матерились со сцены, скакали с неё вниз головой и разбивали бутылки об барабанщика. Просто [сейчас] мы немного старше. Но это наши треки, наш хардкор и наш рок-н-ролл. В ближайшем времени мы планируем наконец отдать инициативу в руки наших слушателей, чтобы они сами написали нам треклист на весенний концерт. Будет непросто, но мы справимся.

 — Какой ваш самый любимый и нелюбимый альбом Jane Air и почему?

Нельзя так говорить о «детях» — они могут услышать. Каждый из альбомов — это часть нашей жизни, часть нас. Это наша история отношений, как в группе, так и с родными нам людьми. Но играть, конечно, всегда интереснее последний альбом.

 — В своё время вас можно было назвать субкультурной группой — ваши песни объединяли и до сих пор объединяют несколько поколений альтернативщиков. Например, из так называемой эмо-волны, хотя, по-моему, треки Jane Air не терпят подобных рамок. Насколько в наши дни субкультурная музыка может быть нужна слушателям и исполнителям?

Субкультура предполагала живое общение. Все чёлки и напульсники были направлены на определение «свой-чужой». Сейчас всё общение переместилось в интернет, и субкультуры остались лишь в виде фетиша. Стало больше пространства для самовыражения и меньше рамок. Всё переплелось: сторис с Егором Летовым сменяется Егором Кридом, а группа «Кино» выпускает новый альбом. Хотя через субкультуры когда-то было проще найти свою публику.

 — У вас в песнях кто только не обитает, от вампиров до мёртвых невест. Да и вообще вы, кажется, совсем не против тёмной романтики. Что тому поспособствовало? Искусство, география?

Скорее этнос народов мира. Почти в каждой культуре присутствуют заигрывания с загробным миром. Люди хотят смеяться над тем, что их пугает тёмной ночью в промозглом переулке под светом газового фонаря, а мы иногда любим петь про это песни. Но зачастую стоит помнить, что, возможно, это была метафора.

— Что самое таинственное из недавнего произошло с вами?

Магическим образом мы нашли на рабочей машине новые треки, которые мы решили поместить на делюксовое издание «Миелофона», так что ждите. Будут расширенные версии некоторых треков, пересведённые версии и много всего интересного. Как они оказались на нашем компьютере, абсолютно непонятно, это тайна, покрытая мраком. Волосы в жилах становятся дыбом.

Беседовал Владимир Наумов