Валюта Скуратов: про поиск звука, дома и себя

«Ты либо нефор и не уважаешь пацанский рэп, либо гиперболизированный G и щемишь нефоров. Третьего как будто не дано»

Валюта Скуратов: про поиск звука, дома и себя

С 16 февраля можно послушать альбом «скуратов валюта 964» — новый дроп рэпера и битмейкера, артиста МТС Лейбла Валюты Скуратова. Боре (настоящее имя Валюты) 24 года, но уже сейчас о нём отзываются как о перспективном и самобытном музыканте. Мы убедились в этом сами — послушали альбом и поговорили с его автором о новых треках, «Прауд вулвз рекордз», шоу «Беременна в 16», настоящей музыке на русском и постоянно ускользающем городе-доме.

— «скуратов валюта 964» на стримингах, с чем спешу тебя поздравить! Разъяснишь название альбома? Оно звучит не так музыкально, как «Окурки Амура». Вероятно, это уже не про игру слов, к тому же тут есть какой-то цифровой код.

Спешу принять поздравления. Название этого альбома, как и предыдущего, строится на том, как я воспринимаю слова — «Окурки Амура» ощущается мной как японское словосочетание, хотя оно таковым не является. На этот раз я исходил из того, что если поменять местами слова в моем нике, то вайб получается совсем другой. Я не могу этого объяснить, потому что не вкладывал в названия какие-то глобальные смыслы. Просто давал их так, как чувствовал.

Если ты не делаешь того, что нужно другим — тебе будут ставить палки в колеса.

Число 964 — это дань уважения фильму «964 Pinocchio» (Японский киберпанк-триллер. В Великобритании он известен как «Крик богохульства». Ух. — прим. МТС Live). Раза три смотрел его, и каждый раз находил что-то новое. Сначала я понял, что идея фильма перекликается с моей жизнью. В том плане, что если ты не делаешь того, что нужно другим — тебе будут ставить палки в колеса. При повторном просмотре этого фильма я осознал, насколько он сделан на коленке. И в этом я чувствую что-то родственное себе, что ли. Короче, прикольный фильм-аттракцион, всем советую.

Ещё по теме:

— В разговоре с тобой The Flow уделили немало внимание твоей географии. Альметьевск, Казань, Чебоксары, теперь, как я понимаю, ты часто бываешь в Москве. Что ты думаешь о ней, кстати?

Я впервые оказался в Москве только в 2022 году. Бываю там не так часто, как хотелось бы. 
Москва мне очень нравится. Невероятный город. Понятно, почему туда все так стремятся. Я хочу туда приезжать хотя бы потому, что там живёт половина моих друзей. Хотя я не знаю, как бы там жил на постоянной основе — не хотелось бы попадать в рутину. В Москве как минимум круто гулять с другами и тратить деньги!

— Альбом открывает войс-тэг «Прауд вулвз рекордз». Кажется, ты стал чувствовать себя увереннее в роли композитора. Что, на твой взгляд, тебе особенно удалось, если говорить о звуке нового релиза?

Пожалуй, да, я стал увереннее, но от этого повысилась требовательность к самому себе, что замедляет рабочий процесс. В новом альбоме я стремился к минимализму в битах. Не во всех треках, конечно, но там, где это было нужно, мне это удалось. 

Если честно, никогда до этого я не оставлял столько битов неиспользованными, как в этот раз. То есть раньше было так: я сделал бит, на него записался, а потом это всё попадает на релиз. В этот раз я делал биты, вслушивался в них, писал на них тексты, записывался, а потом уже понимал, что это не то и нужен другой инструментал. Никогда раньше такого и в таком количестве у меня не было. Хорошо это или плохо? Я не знаю.

—Ты мэтчишь бумбэп с автотюном и R&B, и всё это может происходить в одном треке. Не считаешь ли ты, что выбрал не самый короткий путь к сердцу слушателей и были ли у тебя мысли делать попроще?

Но всё-таки до чьих-то сердец мне удалось добраться, а это уже результат. Верю, что после этого альбома таких сердец будет больше. Хотя так или иначе я шёл к упрощению. На этом строятся изменения моего звука от релиза к релизу.

А по поводу мэтча автотюна и бумбэпа, я к этому очень категоричен. Потому что не очень люблю, когда бумбэп пытаются как-то “омолодить”. Часто мне кидают такие биты, что там типа олдскул, но драм-партия состоит из переюзанных плагг-808 (басовые и ударные сэмплы, которые можно часто услышать в современном хип-хопе и его поджанрах — прим. МТС Live). Это частая проблема современного битмейкинга: челы думают, что могут делать любые жанры с одним драм-китом (кит здесь набор инструментов — прим. МТС Live), просто потому что посмотрели один тутор на YouTube. Это, конечно, забавно. 

До чьих-то сердец мне удалось добраться, а это уже результат.

А автотюн в это вписывается нормально. Я смотрел какой-то материал про автотюн, где говорилось, что в 90-х в США видели в нём вариант сэкономить. То есть с тюном рэперá сами могли петь на бэках и на припевах, не тратя деньги на сессионных музыкантов. И я прибегаю к этому же, но только тогда, когда вижу, что это уместно.

Ещё по теме:

— Про четвёртый трек с альбома. Ты производишь впечатление парня, которого сложно даже представить в подобной ситуации. Откуда взялся этот безответственный тюбик и зачем он вообще… туда полез? Это же настоящая социальная драма!

Наверное, это комплимент, так что спасибо! На самом деле это был по большей мере просто фристайл. Сперва я записал припев, на следующий день — первый куплет, а ещё чуть позже второй. То есть я, по сути, просто задал себе тему и сам же написал на эту тему текст. Как на старых онлайн-баттлах, только в одного по всем фронтам (смеётся). 

Я думаю, это подсознательно вытекло из моей любви к «Беременна в 16». Обожаю это шоу, ничего не могу поделать. Всё ему прощаю: и деревянную игру актёров, и клише, и укрывательство фактов. Лишь бы выходило дальше.

— В композиции «Ад на Земле» твой лирический герой добровольно отказывается от билета в рай и обрекает себя на стрессы и аллергию. Когда в последний раз тебе приходилось идти на жертвы ради чего-то большего и чем это закончилось?

В 2022 году мне пришлось покинуть брата и Казань, пришлось отказаться от мечты поехать в Москву и начинать жизнь если и не с чистого листа, то как минимум в новой для себя среде, новом амплуа. Закончилось это чувством одиночества, нелепыми попытками компенсировать свою неуверенность во всём, самыми ощутимыми финансовыми проблемами в жизни. А также большой волной вдохновения и написанных работ. 

— Очень хочется поговорить с тобой про советскую и постсоветскую новую волну — известно, что ты неравнодушен к такой музыке. Чем она тебя зацепила и чьи песни нравятся сильнее всего?

Меня зацепили конкретные группы, а не волна целиком — тогда я не так сильно углублялся. Больше всего мне нравится группа «НИИ Косметики». В их музыке есть это вальяжное чувство, которое заряжает легкостью. Очень большой харизмой блистал на записях Мефодий (лидер «НИИ Косметики) в 80-х. То, что было у них в 90-х, мне как-то не близко.
Также люблю группу «Кофе». У них очень приятная городская музыка. Очень кинематографичная, как будто писалась для мюзиклов. Под такую музыку приятно рисовать сюжеты в голове.

В большей мере мне нравится искать просто настоящую музыку на русском, независимо от жанра. Stigmata, My Autumn, «Те дни прошли, их не вернуть» — всё это прекрасные творцы, которые вызывают гордость за наших музыкантов.

Ещё по теме:

— «Последнее танго в Казани». Название замечательное. Историю возникновения этого трека мне особенно хочется узнать.

Изначально я планировал, что второй куплет этого трека будет исполнять другой человек, но там не сошлось. Даже уместнее, что он звучит в исполнении моей девушки Веры. Мы с ней уже делали песни, и среди слушателей даже есть те, кто ждал возвращения нашего дуэта. Честно — я тоже ждал.

В целом, этот трек — очередное признание в любви к ней. Раньше я делал это в формате стихотворений, но этого мне стало мало, и я решил сосредоточиться на написании песен. Думаю, они больше запоминаются и откладываются в памяти. Плюс другие люди могут проецировать эти песни на себя и делиться ими со своими любимыми.

— «Они больше не в подвале, бегут с запада на юг, но и там им не суждено найти свой дом». Как у тебя обстоят дела с чувством дома, переезды сказываются на нём? 

Недавно ездил в деревню вместе с девушкой и её отцом. Мне не спалось ночью, и я понял, что, находясь в 400 км от родного города, очень оторван от своей семьи. Я вижусь с мамой раз или два в год, а в Альметьевске бываю ещё реже. И в последнюю поездку туда я не ощутил, что это мой дом. Город очень сильно поменяло, поменялось поколение. Это уже не то место, где я рос. Если раньше я не мог найти толком людей, чтобы обсудить, что делают Канье и Ecco2k, то сейчас там на пляже летом включают треки с альбома Playboi Carti «Whole Lotta Red», и это пример из жизни. Может быть, если бы моё отрочество проходило не в Альметьевске начала десятых, то мне было бы лучше, но сейчас я не чувствую себя там в своей тарелке.

На данный момент я чувствую, что у меня нет города-дома, а комфортное место мне ещё только предстоит найти.

С Казанью история тоже не очень. Жил там два с лишним года, искал себе друзей, товарищей, девушку, в конце концов, но вообще ничего не получалось. Чувствовал себя неуютно. Но злая ирония в том, что друзья у меня там появились только тогда, когда я оттуда уехал. 

Думаю, переезды сказываются на том, что я слишком отвыкаю от некогда привычных мне мест. Или эти места слишком меняются за то время, пока меня нет. Может, переезды мешают мне понять или раскрыть тот или иной город до конца. На данный момент я чувствую, что у меня нет города-дома, а комфортное место мне ещё только предстоит найти.

— Что бы ты хотел сказать тем, кто, как ты, живёт настоящим?

Сейчас рэп во всём мире стагнирует, а конкретно у нас идёт возвращение к субкультурам. То есть сейчас ты либо нефор и не уважаешь пацанский рэп, либо гиперболизированный G и щемишь нефоров. Третьего как будто не дано. Я не знаю, как будет развиваться эта ситуация, но я скажу одно: будьте собой и не навязывайте себе чужих ценностей. Необязательно любить всех и желать всем счастья-здоровья, но точно не надо ненавидеть людей по указке. Мода пройдёт, а слова и поступки уже не получится исправить. Если вы не можете быть собой, то ищите себя. У вас всё получится. 

Беседовал Владимир Наумов