«Нужно слушать сердечко, и оно подскажет»: интервью с группой POLE

Солистки фолк-коллектива рассказали МТС Live о своём творческом пути, поисках равновесия между экспериментами и традициями, а также о том, как перестать бояться и полюбить народную музыку

«Нужно слушать сердечко, и оно подскажет»: интервью с группой POLE

В пятницу, 1 апреля, на YouTube-канале МТС Live и в нашем паблике во «ВКонтакте» был опубликован новый эпизод Студии МТС Live — проекта о героях современной музыкальной сцены. Очередной выпуск посвящён группе POLE — молодому фолк-коллективу, работающему на стыке акапельного жанра и неожиданных инструментальных решений. Исполнив в рамках Студии три композиции — «Колыбельная для Вареньки», «Русалка» и «Apareka» — участницы ансамбля пообщались с МТС Live о предстоящем альбоме и его презентации, «клюкве» в народной музыке и важности диалога со слушателем и с самим собой.


— Предлагаю начать с довольно традиционных вопросов. С чего начиналась группа POLE и как вы, её участницы, пришли к фолк-музыке?

Анастасия Шалагаева: Мы все прошли разные пути, разные дороги. Кто-то занимался эстрадным пением, кто-то работал в ДК и детских организациях с уклоном в народное творчество, кто-то вырос в фолк-семье. Это самое настоящее чудо, что в 2022 году мы собрались именно таким составом. У всех солисток нашего коллектива очень разные истории, но одно нас объединяет — в подростковом возрасте мы так или иначе соприкоснулись с миром этно-музыки и почувствовали в ней огромный ресурс для каждой из нас. К тому же нам очень везло — у нас были концерты на крутых площадках и гастроли в Европе, а уважаемые нами музыканты относятся к нам со всей серьёзностью. Следовательно, у нас никогда не возникало сомнений в том, что мы делаем. 

Сначала мы выступали с «Терем-квартетом» — большими артистами, которые и создали наш коллектив. Потом нам пришлось на некоторое время разбежаться, чтобы пройти период личностного становления, поступить в университеты и так далее. К слову, никто из нас не пошёл учиться в музыкальный ВУЗ. Так или иначе, через небольшой промежуток времени мы снова собрались, чтобы делать музыку вместе. Останавливаться мы не собираемся, потому что творчество даёт нам огромную силу, огромную любовь. Наши успехи доказывают, что фолк нужен людям и миру, но в первую очередь он нужен нам самим.

— Слушая о ваших победах и успехах, на ум приходит New/Open Showcase, лауреатами которого вы стали в этом году.

А.Ш: Этот конкурс позволил нам ощутить сильнейшее внимание со стороны зрителей и слушателей. Когда ты достаточно долгое время работаешь в стол или для условно небольшого круга, увидеть искреннюю заинтересованность людей твоим творчеством крайне важно. Это придало нам сил и энергии, чтобы двигаться дальше.

Ещё по теме:


— Скажу за себя и своих коллег — мы были восхищены вашим выступлением для Студии МТС Live. Хочется вас хвалить. 

Александра Кравченко: Но и перехваливать нас не нужно! Только тогда будет прогресс.

— Договорились, поговорим о вашей музыке. Почему вы выбрали вокал основным инструментом для группы?

Алёна Гвоздева: Потому что он всегда при нас. Голос — музыкальный инструмент, который ты не можешь просто взять и положить на полочку. К тому же большинство участниц нашего коллектива с раннего детства занимались вокалом. Мы относимся к своему голосу и как к полноценному музыкальному инструменту, и как к способу выразить те или иные эмоции. Мне кажется, это важная часть наших аранжировок.

Арина Панченко: Вокальное пение максимально похоже на диалог со слушателем, а тексты фольклорных песен богаты образами. Это как отдельное поле для интерпретаций — есть музыка, есть движения и есть слова.

Елена Мошная: Тут важно ещё и то, что вокалисты пропускают музыку через своё тело.

А.Ш: Но это не значит, что мы вообще не используем другие музыкальные инструменты. В последнее время мы экспериментируем, участвуем в коллаборациях с другими артистами. Выступая на сцене мы нередко используем бубен или варган — они играют роль дополнительных голосов. В наших аранжировках всё чаще появляется балалайка, но мы к ней относимся с осторожностью. Нам очень важно избежать ассоциаций первого ряда, связанных с балалайкой как народным инструментом. Так что мы прибегаем к ней только тогда, когда это кажется нам уместным. 

А.Г.: Ещё одним нашим «голосом» является битбокс — он добавляет пульс нашим песням.

А.П.: Ритм — основа всего.

А.Г.: А ещё нам не надо платить за транспортировку всякого оборудования.

— Что немаловажно. Тогда чисто технический вопрос. Как у вас устроена иерархия по голосам, кто за что отвечает? Я знаю, насколько строги в этом плане академисты. Интересно, как всё это организовано у фольклористов? Я, признаться, так толком и не разобрался.

А.К.: А ты и не разберёшься. Тут всё зависит от песни. Понятно, что в некоторых композициях кто-то, очевидно, может исполнить верхний голос, до которого я со своим басом попросту не смогу дотянуться. Но чаще всего вся организация сводится к фразе: «Мне нравится эта партия, и я буду петь только её!».

Е.М.: А когда случаются разногласия, мы проводим кастинги. Например, если три девчонки хотят занять одну партию, то каждая из них должна спеть фрагмент, после чего выносится общее решение. Побеждает та, чей тембр лучше звучит. Так что да, у нас нет разделения по голосам или партиям.

А.П.: Скорее оно очень условно. Главное — насколько органично тот или иной голос звучит в том или ином месте песни. Иногда во время исполнения мы меняемся партиями, из-за чего композиция раскрывается иначе. 

— Чего нам стоит ожидать от шоу-перформанса «Истоки», над которым вы сейчас активно работаете?

А.Ш: «Истоки» — наш самый масштабный проект, как раз его мы представляли на фестивале New Open. По сути это альбом и его презентация. Шоу-перформанс в нашем понимании — это синтез самых разных искусств. Наш обычный концерт включает в себя музыку и костюмы, но в случае этого проекта к ним добавятся танец, жестовое пение и сильный визуальный ряд. Так у зрителей будет возможность полностью погрузиться в происходящее на сцене, ощутить это всеми возможными способами. 

А.П.: В нашем случае перформанс — это скорее способ сломать представление о сцене. Во-первых, её пространство сильно закрепощает, разграничивает нас со зрителями. Во-вторых, формат сцены неестественен для традиции. А если говорить в целом, то основой нашего шоу и всех его составляющих является ритуал. Остальное — его непосредственные элементы. 

— Вау! Тогда вопрос вдогонку: что для вас важнее — эксперименты или сохранение традиций?

Е.М.: Конечно же, нам хочется экспериментировать, хотя бы потому что мы молодые. Будем топтаться на месте — просто станем неактуальными. Но при этом в нашем коллективе сохраняется равновесие между новым и традиционным. 

А.К.: Однажды мы выяснили, что Алёна, оказывается, умеет битовать, и подумали — почему бы не использовать битбокс в наших песнях? Воплощая эту идею, мы почувствовали, как легко перейти грань от чего-то красивого к чему-то вычурному и безвкусному. От фолка соскользнуть к клюквенному безобразию. Нам очень важно находить баланс и держаться в нём. 

А.Г.: За все те годы, что мы занимаемся музыкой, у нас проявилась наслушанность. Мы заранее чувствуем, как может звучать та или иная песня. У нас заточен слух на пошлость и мы точно знаем, что и как мы ни за что не будем делать. 

А.Ш.: Но мы совсем не против поп-музыки —  мы сами её любим и слушаем. Но тут, как и в любом жанре, можно сделать круто и стильно, а можно — плохо и пошло. И  наша задача — экспериментировать так, чтобы не прийти в точку «плохо и пошло». 

— Как вашему слушателю научиться разделять «клюкву» и настоящую этно-музыку? Как в принципе человеку не в теме начать знакомство с фольклором?

А.К.: Тут нужно слушать сердечко, и оно подскажет!

А.Г: Мы лишь показываем часть того, что из себя представляет фольклор. Работая с одной песней, можно найти десятки уникальных вариаций её звучания. Мы знакомим слушателя именно с нашим прочтением традиционных песен и надеемся, что это вызовет в нём эмоциональный отклик. 

А.П: Нужно развивать в себе включённого слушателя, акцентировать внимания на чувствах и образах. Задавать себе вопросы по мере прослушивания музыки и искать на них ответы. На мой взгляд, фолк запускает диалог человека с самим собой и, возможно, с чем-то большим, объединяющим всех нас. Если это удастся прочувствовать, то разлюбить традиционную музыку уже не получится. 

А.Ш.: Но так можно говорить не только про традиционную музыку. Важно найти треки, к которым ты будешь готов вернуться в моменты эмоциональной обнажённости, когда необходимо найти опору. В эти моменты интересно наблюдать за собой — чей голос ты готов услышать, какие тексты тебя трогают. И это не обязательно про то, что когда грустно нужно слушать грустное, и наоборот. Это про неосязаемый контакт с определёнными музыкантами, художниками, артистами. Так что, рекомендую больше наблюдать за собой. 


Беседовал: Владимир Наумов