Превратить жизнь в перформанс: интервью с Сюзанной и Никитой Каменским
Говорим об «Альтернативе», красоте и духе времени
«Альтернатива» Сюзанны — двухчастное мультижанровое аудиополотно и один из самых любопытных отечественных релизов 2022 года. Мы обсудили альбом с его создателями — собственно, Сюзанной, и её саундпродюсером Никитой Каменским. В разговоре об «Альтернативе» речь зашла о гранже и постпанке, предчувствиях и верованиях, прошлом и будущем.
6 июля Сюзанна выступит с акустической программой в Севкабель Порту.
— «Альтернатива». Хочется из первых рук узнать про эту дилогию — что в неё закладывалось изначально, что мотивировало к созданию этих альбомов?
Сюзанна: Двухчастный альбом, альбом в двух частях — так будет корректнее. О чём он? Это мой любимый вопрос. «Альтернатива» — альбом обо мне, о моём видении прекрасного, о словарном запасе и художественных образах, которые мне сейчас кажутся симпатичными и ёмкими по смыслу. А так как мы с Никитой вместе пишем не только музыку, но и слова — это и его стиль, его слог.
Мы вдохновлялись друг другом и музыкой 2000-х в самых красивых её проявлениях. Я в принципе начала звучать более гранжево, нежели раньше, а Никите удалось оформить меня аудиально — у него талант видеть меня в тех или иных стилях. Я, в свою очередь, отдалась его видению. Так и получился альбом, которым я безмерно горжусь и за который я благодарю Всевышнего и Никиту.
— Почему именно музыка 2000-х?
Сюзанна: Моё детство пришлось на пик альтернативного звучания. Рока, попсовой готики, рок-рэпа всякого.
— Мне показалось, что в «Альтернативе» помимо нулевых можно расслышать 80-е. Например, постпанк, причём очень солидный.
Никита Каменский: В этом альбоме действительно много звуков из 80-х — нами были использованы инструменты и обработки той эпохи. Но я бы не стал говорить, что это всё отсылка к тому или иному времени. Это конкретно наше видение альтернативной поп-музыки, одновременно и музыка прошлого, и музыка будущего.
Я думаю, что через несколько лет то, что мы делаем, станет мейнстримом.
Сюзанна: Все вернутся к гранжевым аккордам, которыми славился неподражаемый Курт Кобейн.
Никита: С тем же постпанком у нас с Сюзанной очень шапочное знакомство. При этом на альбоме есть трек «Запомни» — такой постпанковый боевичок.
- гранж — как Nirvana, Pearl Jam, Soundgarden и Alice In Chains сломали рок-н-ролл
- нью-вейв: авангард и самиздат — New Order и Depeche Mode против электрогитар, «Кино» и Nautilus Pompilius меняют русский рок
— Двухчастная форма задумывалась заранее?
Никита: Мы подумали, что 16 треков на одном альбоме, как у нас уже было с пластинкой «MEGALITH» — это многовато. Поэтому мы разделили песни на две части, при этом не делая между их выходом большого промежутка — чтобы люди смогли послушать первую часть, вдохновиться, понять её и буквально через пару недель услышать продолжение.
У нас было много вариантов обложек, но в итоге мы остановились на выполненных в абсолютно разных стилях. Получились такие антиподы — мы хотели показать, что в этом релизе мы сочетаем несочетаемое. Сейчас мне кажется, что первая часть получилась артовой, но доступной для слушателя, а вторая — куда более глубокой и сложной.
Сюзанна: Первая часть больше похожа на музыку, а вторая — на медитацию или транс.
— Значит ли это, что в первой части больше холодной эрудиции?
Сюзанна: У нас вообще нет холодной эрудиции:
мы очень горячо и пламенно транслируем то, что к нам приходит извне. Я себя искренне чувствую приёмником, ретранслятором, который излучает то, что ниспослано.
Что же касается расчётов и размышлений о том, как на наше творчество отреагируют люди, то их просто нет.
— Откуда ниспосылается всё то, что ты ретранслируешь?
Сюзанна: Мы с Никитой берём всё лучшее из наших биографий, находим какой-то экстракт пережитого. Его мы оформляем в слова и доносим до слушателей с максимально возможным содержанием красоты. Вот и всё. Мы живём, препарируем, демонстрируем. Перформанс, в котором обнаруживается всё, что с нами происходило в то или иное время.
Никита: Зачастую перед тем, как написать что-то стоящее, бывает очень странное состояние…
Сюзанна: Никита ходит как будто беременный!
Никита: Я бы, конечно, не стал так говорить, не знаю, как это — быть беременным. Но это похоже на то, что ты что-то рожаешь, и это так же происходит в муках, только моральных и абсолютно неосознанных. И момент релиза — это всегда момент триумфа. Радостно становится от того, что в очередной раз даже что-то негативное удалось перевести в красоту и звук.
Сюзанна: Говоря категориями психологии, это называется экологичным проживанием опыта.
— Мы уже успели чуть-чуть затронуть тему перформанса. Как ты пришла к этой стороне своего творчества?
Сюзанна: Я, когда была маленькой, присутствовала на многих театральных фестивалях, посвящённых греческой драме, и, наверное, мои перформансы берут своё начало именно оттуда. К тому же меня всегда привлекал театр как возможность проявить себя творчески в полном объёме. Потому что зачастую артистка — это сексуальность, модные наряды, токсичная какая-то женственность, которую обязательно нужно демонстрировать. Мне скучно соответствовать этим стандартам.
А танец — это миллиард форм, масса инсайтов и осознаний. Движения сами дают тебе выводы, к которым ты бы никогда не пришёл подобным образом.
Через танец познавать себя и мир — это изящно, и я выбираю изящество.
— Насколько для тебя как для творческого человека важен дух времени, и испытываешь ли ты потребность в том, чтобы транслировать его через свои песни?
Сюзанна: У меня есть такие строчки: «Кончится порочный старый мир, падать будет. Хочется прорваться из груди белой птицей. Просится, что и не говори, на колени броситься — раз уж мы у двери, помолиться». Я думаю, что ответила на твой вопрос.
Никита: Если посмотреть в тексты наших самых разных песен, то можно там найти предчувствие каких-то событий, которые происходят с нами.
Сюзанна: Предчувствие надлома.
Никита: Да. Оно пронизывает наш альбом.
Сюзанна: Все мы живём с антеннами и чувствуем происходящее — кто-то лучше, кто-то хуже. Я не говорю, что это какое-то предвидение, но многие наши песни действительно предвосхищают будущее.
— Это что-то вроде интуиции?
Сюзанна: Ну да.
Я иногда шучу, что живу спиной вперёд, иду из будущего в прошлое.
Вообще мои песни начинают слушать через пять лет после их выхода. Такой вот золотой эталон для любого моего трека: пять лет — и он становится популярным.
— Тебе комфортно так работать?
Сюзанна: Мне? Нормально! Я не сдаюсь, делаю то, что считаю нужным, и уже знаю, что я буду делать дальше.
— Ты много говоришь о женском в духовном смысле этого слова. Что тебе помогает искать себя и избегать масскультурных клише?
Сюзанна: На данный момент я вдохновляюсь авраамическими религиями — они дают понимание корней общечеловеческой психологии и образов. Понимание того, какие культурные коды возвышают, а какие — наоборот. Рекомендую обратиться к верованиям людей, в том числе самым первым, языческим. Считается, что наше мышление усложняется, но надо знать, с чего всё начиналось.
— Расскажите про планы на следующий год. Что ожидается в вашем будущем?
Никита: У нас и на этот год ещё много планов! 16 декабря в «Цветном» мы представим совместную коллекцию одежды с брендом WHO/AM.
Сюзанна: Там будет маленький перформанс.
Никита: Также до конца этого года у нас намечена пара концертов — 18 декабря в петербургском клубе «Виновница» и 24 декабря в московском «Мутаборе», где пройдёт фестиваль «Нежность». На следующий год у нас планов громадьё — тур весной и, наверное, много релизов. Хотя до весны мы, скорее всего, возьмём паузу — в этом году мы и так держим нормальный темп. Понятно, что без музыки мы долго не сможем, но хотя бы пару месяцев попробуем продержаться.
Сюзанна: Хотим больше театра, больше пластики, больше ощущения иммерсивности и праздника.
Никита: Больше синергии, чтобы получился один нескончаемый перформанс.
Сюзанна: Превратить жизнь в перформанс!
- отдельная музыкальная вселенная: разговор с Тосей Чайкиной — о «Стрелах», творчестве на чердаке и любимом баре
- здравствуй, нежность: интервью с Элли на маковом поле — об альбоме «сад твоего имени», первых концертах с оркестром и печали, которая однажды закончится
Беседовал Владимир Наумов