Интервью с солистом мюзикла «Шахматы» Кириллом Гордеевым

Исполнитель одной из главных ролей — советского гроссмейстера Анатолия Сергиевского — рассказал МТС Live о том, умеет ли сам играть в шахматы, чем ему близок образ его героя, о какой игре был бы его мюзикл и о многом другом

Интервью с солистом мюзикла «Шахматы» Кириллом Гордеевым

Эпический музыкальный спектакль «Шахматы» о противостоянии американского и советского гроссмейстеров на фоне обострения холодной войны с большим успехом уже который месяц идёт на сцене Театра МДМ. 

Это уникальный результат сотрудничества театральной компании «Бродвей Москва» и компании МТС — постановка и прокат мюзикла «Шахматы» стали первым инвестиционным проектом подразделения «МТС Энтертейнмент».

Билеты на «Шахматы»

Одну из главных ролей в российской версии постановки исполнил Кирилл Гордеев, с которым нам удалось побеседовать в паузах между выступлениями. Кстати, заглянуть в закулисье «Шахмат» может любой желающий во время специальной экскурсии.


— Кирилл, с чего для вас начался театр?

— Театр для меня начался с раннего детства. Моя мама постоянно водила меня на всевозможные спектакли, концерты. И так постепенно моё зрительское увлечение театром переросло в профессию.

 — Сейчас вы заняты в мюзикле «Шахматы», где исполняете роль советского гроссмейстера Анатолия Сергиевского. Расскажите, как вы готовились к роли и чем вдохновлялись?

— При создании спектакля и роли с нуля, если в основе либретто не лежит произведение классической литературы, я стараюсь по минимуму наполнять себя сторонними образами и решениями других актёров и режиссёров, чтобы на встрече с постановочной командой не быть заштампованным. Поэтому я вспомнил правила, ознакомился с музыкой более подробно, нежели в качестве простого слушателя. 

Ну и пересмотрел мой любимый фильм на тему шахматных баталий «Жертвуя пешкой», но зрительский акцент сосредоточил на игре Тоби Магуайра, а это отсылка больше к моему главному оппоненту Фредерику Трамперу. И только после того, как персонаж Анатолия Сергиевского был слеплен, я ознакомился с версиями спектакля в других странах и стал более внимательно всматриваться в русских гроссмейстеров.

— Что для вас мюзикл «Шахматы»? 

— В первую очередь для меня это гениальная, сложносочинённая и очень разноплановая музыка. Я бы назвал это произведение оперой в мире мюзиклов. И для меня большая честь прикоснуться к вокальному и музыкальному материалу такого уровня. 

— Чем для вас особенна роль Сергиевского? Есть ли, на ваш взгляд, что-то в этом герое, чему стоит поучиться?

— Эта роль особенна для меня, пожалуй, своей человечностью, не прикрытой фантасмагорическими и мистическими начинаниями и убеждениями. Сергиевский — тонкий и ранимый гений, не принимаемый социумом и несущий в мир своё главное убеждение и свою единственную любовь — шахматы. Думаю, что у Анатолия можно поучиться внутренней стойкости и способности наперекор системе блюсти свои ценности.

— Как бы вы охарактеризовали отношения Анатолия с женой Светланой в двух словах? А с Флоренс? С Трампером?

— В двух словах это сложновато сделать, но я попробую. Со Светланой — обречённое непонимание, с Флоренс — жертвенная невозможность, с Трампером — тайное братство.

— В «Шахматах» вы очень романтичны и эмоциональны. В жизни вы такой же?

— Думаю, что мой Анатолий вобрал достаточную часть меня, чтобы можно было сказать, что мы с ним похожи. Но ввиду временного несоответствия наших с ним эпох я более весел и лёгок.

— Что бы вы смогли простить близкому человеку? А чего никогда бы не простили?

— Пока я всепрощающий человек. И думать о чём-то, что может навсегда разрушить дружбу и любовь, мне бы не хотелось. Отношения между людьми — это очень сложносочинённый процесс. Поэтому, чтобы достичь идиллии в отношениях, требуется проводить огромное количество очень тонкой работы, порой забывая о собственном комфорте и спокойствии. Работать в первую очередь над собой.

— Умеете играть в шахматы? Что касается игры на сцене, были ли какие-то советы и рекомендации от шахматных мастеров?

— Я скажу, что знаю правила шахмат и понимаю, как всё устроено. Но играть в них я не умею. В моей жизни огромное количество игры: игра в настольные и компьютерные игры, игра на музыкальных инструментах, игра на сцене. Так что места и времени для игры в шахматы, к сожалению, пока не нашлось. Но, может быть, в будущем я более подробно погружусь в мир шахмат. К тому же лично для меня это больше чем игра — это спорт. А к данному процессу надо подходить с должным усердием, определённым миропониманием и временными затратами, а не просто как к приятному времяпрепровождению.

Что же касается советов и рекомендаций — конечно, они были. Компания «Бродвей Москва» очень серьёзно относится к постановке своих спектаклей, так что у нас, можно сказать, был организован целый экспресс-лагерь по подготовке чемпионов мира. В курс подготовки входили не только разборы правил, комбинаций, ритуалов и традиций в шахматах, но и разборы исторических примеров. А также анализ психологических портретов известных гроссмейстеров, что немаловажно при создании правильного образа профессионального шахматиста. Нас консультировали Марк Глуховский, Евгений Мирошниченко и Дмитрий Олейников.

— Гениальный шахматист Анатолий Сергиевский, несчастный Эдмон Дантес, сказочный капитан Грей, могущественный Воланд, обаятельный вампир Герберт — какой из персонажей вам ближе? Насколько сильно ваши герои на вас влияют?

— Такого персонажа нет. Так же, как и нет любимой книги, фильма или салата. Мне кажется, что выделяя что-то одно, мы концентрируем силу своего познания в очень узкий луч внимания, а мне хотелось бы смотреть и видеть шире. В каждом персонаже, который живёт вместе со мной на сцене, есть частичка меня, и во мне есть частичка этого персонажа. 

Мне повезло иметь опыт проживания удивительных миров моих героев и попадать в те обстоятельства, в которые трудно попасть в обычной жизни. Это, безусловно, меняет меня, учит, вдохновляет. Но я не думаю, что мои герои как-то фундаментально влияют на меня. Театр — это в первую очередь волшебство, созданное изменять души зрителей, побуждать, воспитывать, вдохновлять. Так что все мои персонажи конструктивно находятся в содружестве с моим существом и работают на достижение именно этой цели — дать зрителю то, что поможет ему что-то понять и осознать.

— Почему именно Антиквар стал героем вашей социальной сети?

— Ну, во-первых, всему виной могучая творческая импровизация. Когда я готовился к сольному концерту «Шляпа», случился очередной творческий мозговой штурм с моей командой на тему поиска сценических решений и нюансов. В качестве конферанса в первом акте было принято решение использовать снятый заранее материал, а в качестве ведущего точно должен был быть не я. 

Первым на кастинг пришел Антиквар и был сразу утверждён. Уже в ходе съёмок в свойственной мне импровизационной манере выяснилось, что у Антиквара есть аккаунт в соцсетях. Это пришлось закрепить, чтобы Антиквар не выглядел лгуном, ведь это недопустимо — он же всё-таки хранитель времени.

А во-вторых, Антиквар — это не роль, выкованная в горниле большого коммерческого мюзикла и дособранная на фабрике огромной командой творцов. Это роль ручного производства, эксклюзивная, созданная и собранная без станков небольшой группой энтузиастов мюзикла «Шагреневая кожа». Таких ролей в моём репертуаре немного, к сожалению, но я уверен, что всё ещё впереди.

— Поделитесь, какими лайфхаками пользуетесь, чтобы сберечь голос.

— Пожалуй, самый основной лайфхак — это здоровый сон и адекватная оценка рисков и нагрузки. Для всего остального есть специалист — фониатр.

— Роль вашей мечты — какая она?

— Возвращаясь к вопросу о чём-то любимом — такой роли нет. Я не люблю делить шкуру неубитого медведя и живу сегодняшним днем. Я доволен своими ролями и своим местом в мире российского мюзикла. Пожалуй, сейчас главная мечта — сделать что-нибудь своё.

— Вы родились, учились и начали карьеру в Москве, а с 2011 года стали сотрудничать с Санкт-Петербургским государственным театром музыкальной комедии. Какой из двух городов вам ближе по духу?

— Я житель двух столиц. Каждый город мне мил и дорог по-своему. Да и, мне кажется, если бы мы с каким-то из городов не сошлись по духу, я бы просто там не работал. Всегда надо любить то, что ты делаешь и где ты это делаешь. 

— Какие занятия в ГИТИСе были у вас любимыми? И правда ли, что сольфеджио — это скучно?

— Мне кажется, скука появляется из-за отсутствия желания, которое, в свою очередь, появляется из-за отсутствия необходимости или банальной лени, ну или не тот день, не тот час. Если у вас к чему-то не лежит душа, не уверен, что имеет смысл мучить себя. Надо либо кардинально пересмотреть своё отношение к объектам, которые вызывают у вас чувство лени, либо заняться тем, что действительно вам в радость. Так вы намного большего добьётесь и не будете угнетены скукой. 

Знаете, в школе алгебра мне казалась очень скучной, а сегодня, начав изучать программирование, я ухожу в неё с головой. Всему своё время. Ну а в ГИТИСЕ я больше любил практические занятия.

— У вас есть время на отдых? Что помогает вам расслабиться?

— Я всегда стараюсь выделять время на отдых, даже в те дни, когда это практически невозможно. На мой взгляд, нельзя забывать о себе и уходить с головой в работу. Всех денег не заработаешь, а перегрузка организма может крайне пагубно сказаться на здоровье. Я могу найти своё спокойствие практически во всём, даже в мытье посуды.

— Недавно вы рассказывали, что собираетесь играть в Demon's Souls на приставке PS5, которую вам презентовали поклонники. Как успехи? Что вас больше всего зацепило в игре?

— Какой интересный вопрос. Скажу так, во-первых, безграничное спасибо моим поклонникам за сей великолепнейший и, ввиду наличия бессовестных перекупщиков, редкий презент. А во-вторых, из-за тотального отсутствия свободного времени для комфортного проведения игровых (да и каких либо вообще) стримов, на данный момент положено только начало моим развесёлым, полным боли, приключениям. 

Но я надеюсь в скором времени вновь встать на путь побед и забавных поражений. Так что всем интересующимся — милости просим на канал KerzBagpiper. Следите за расписанием в описании канала или в официальной группе ВКонтакте, там вообще всё, что меня касается.

 — Недавно на своём первом сольном концерте вы играли на весьма экзотических музыкальных инструментах: вистле, галисийской гайте, шотландской волынке, дудуке. Есть ли хоть какой-то инструмент, который вам пока не подвластен?

— Конечно, огромное количество. Мир музыкальных инструментов огромен и необъятен. Я непрофессиональный музыкант, да и, мне кажется, объём инструментов, на которых я учусь потихонечку играть, невозможно охватить, даже если полностью отказаться от сна, работы и приёмов пищи. 

Но моя основная цель — познакомить зрителя с голосами предков и музыкой древности. Так сказать, посмотреть в прошлое, услышать, с чего всё начиналось. Мне кажется, что в современном музыкальном однообразии цифровых ритмов, гармоний и битов мы стали забывать и терять настоящее, натуральное звучание.

— Если бы вам дали возможность поставить мюзикл, но только на тему настольных игр, какую бы выбрали?

— Я бы сначала сделал свою игру. Взял бы за основу произведения Г. Ф. Лавкрафта, сплёл бы их со вселенной компьютерной игры Silent Hill, создал бы из этого всего антиутопическое общество и погрузил бы весь этот бутерброд в соус из стимпанка. Ну а потом написал музыку. И захотел бы в нём сыграть, поэтому право постановки отдал бы хорошему режиссёру. 

— Если не актёром, то кем бы хотели стать?

— На сегодняшний день думаю, что разработчиком компьютерных игр. И, собственно, потихонечку иду к этому. Учиться, как говорится, никогда не поздно.

— Есть ли у вас какие-то особенные ритуалы, которые важно выполнить, чтобы спектакль прошёл хорошо?

— Я бы не сказал, что у меня есть особые ритуалы. У меня есть маршруты спокойствия и временные привязки. За кулисами во время спектакля я стараюсь двигаться в определённое время и по определённым проложенным мной дорожкам. Это позволяет экономить энергию для сцены и не отвлекаться на внешние факторы, поиск реквизита и т. д.

— Как, по-вашему, нужно правильно двигать фигуры, чтобы всегда оставаться в игре? На примере из жизни.

— Надо целенаправленно, но спокойно двигаться вперёд, не забывая, что не позорно иногда и отступить. Всесторонне развиваться — пусть ферзь имеет безграничные возможности на игровом поле, но и пешка при должном усердии может стать ферзём. Рискуйте, жертвуйте своими фигурами, но помните, что ваш король всегда должен быть под защитой, иначе риск может плохо для вас обернуться. В современном мире быть просто смелым недостаточно, нужно быть ещё и умным.

Что ещё почитать и послушать на МТС Live о шахматах:


Беседовала: Регина Безгодова
Фото предоставлены пресс-службой театральной компании «Бродвей Москва»