Группа «Несладко»: «Мы смогли взлететь к межпланетным пространствам»

Почему не боятся сравнений с «Комсомольском» и о чём поют в своих песнях

Группа «Несладко»: «Мы смогли взлететь к межпланетным пространствам»

В пятницу 15 сентября состоялся релиз альбома «В центре скандала» супергруппы «Несладко», в создании которой поучаствовали Даша и Арина из «Комсомольска». Вместе с бас-гитаристкой Лизой и барабанщицей Светой они смогли придумать и записать настоящий вихрь из музыкальных жанров и стилей, которому при этом удаётся быть сборником искренних и запоминающихся песен. О некоторых из них мы поговорили с участницами квартета. Также обсудили музыку для терапевтичного одиночества, инди-сцену и связь визуала группы с Сэйлор Мун.


— Сразу о том, что так или иначе будет интересовать ваших слушателей и не только их. «Несладко» — группа, в которой играют участницы «Комсомольска». Ваши синглы также порой могут напомнить проект Даши и Арины некоторыми нотами и меланхоличным настроением. В чём же кардинальное различие «Несладко» и «Комсомольска»? Не переживаете о том, что вас будут сравнивать?

Конечно, нас будут сравнивать, и местами «Несладко» пересекается с «Комсомольском» — всё-таки в обеих группах мы поём и играем на инструментах. Хотя нам кажется, что получилось совершенно непохоже, странно переживать о сравнениях — это неизбежно. Это наше общее прошлое, нужно уметь его отпускать и принимать.

А различие групп огромное, от внутреннего заявления самим себе и амбиций до построения работы и общения. Когда в «Комсомольске» произошли метаморфозы, мы решили, что нам нравится писать музыку вместе и что у нас уже есть отлично работающий тандем. Мы понимаем и чувствуем друг друга, было бы странно отказываться от этого. 


— Если с Дашей и Ариной мы более-менее знакомы, то с остальными участницами «Несладко» пока нет. Спешим исправиться! Поможете?

Лиза: Я родилась в Москве, закончила французскую школу, отучилась на рекламщика и пошла играть в группе — всё как у людей. Писать скромные песенки на укулеле я начала лет в 15. Потом был бас и нойз-поп-группа с друзьями. А сейчас «Несладко». Три случайных факта обо мне: я флегматик, люблю оливки, полгода работала в обувной мастерской. Будем знакомы!

Света: Я большую часть жизни провела в Сибири, немного в Санкт-Петербурге, а в Москву перебралась два года назад. По образованию я филолог, преподаватель английского. По специальности не работала, но ни о чём не жалею, английский знать очень здорово! Музыкой начала заниматься в 6 лет, сначала это было фортепиано, а потом, как говорится, всё как в тумане. В группах играю на разных инструментах с 14 лет, первая группа была задумана со школьными подругами, так что сейчас, в некотором смысле, я проживаю свою мечту. Люблю пешие и велопрогулки, посиделки на кухне, людей и природу. И котиков! 


— В треке «Инерция» намешано много всего, в том числе разочарование в романтической суматохе. Часто ловите себя на том, что двигаетесь вперёд по инерции?

Арина: Мне кажется, что бóльшую часть жизни любой человек двигается по инерции, особенно если действия изо дня в день повторяются. Я себя часто чувствую в таком движении, и это нормально, потому что остальной мир никогда не остановится, как бы не хотелось.


— «Река» же не о реке, так? Есть какая-то тревога как в тексте, так и в музыке — тот же индустриальный шум, который то гудит, то затихает. Откуда, к слову, он взялся?

Лиза: «Река» не о реке, всё правильно. Но тревоги там не предполагалось, по крайней мере при написании текста. Наоборот, она о принятии и спокойствии. Об индустриальных шумах нужно спросить у Даши, но это точно попадание в мой смысл. Как бы тебе не хотелось остаться у этой спокойной реки, ты не можешь бросить всё, за что несёшь эмоциональную ответственность. Этот шум всё равно нагонит тебя.

Смыслов много, сложно уложить их все в короткий ответ, да и не нужно. Главный — тот, что вы поняли для себя сами. 

Даша: За индастриал тут отвечает басовый синтезатор, который потом местами заглитчил наш невероятный звукорежиссёр Антон Во. Из самой первой музыкальной зарисовки было понятно, что в мелодии всё бурлит и клокочет, это такой вечный шумящий звуковой поток во всех смыслах этого слова. 


— Бросается в глаза дизайн обложек ваших синглов. Как вы его придумали и как трактуете для себя?

Все идеи появлялись у нас в процессе работы над альбомом: и размытие фона, и смазанность фигур, и глитч как-то одновременно стали для нас фирменной чертой. Для четырёх синглов мы решили сфотографировать каждую из авторов песен, чтобы даже в визуальном рассказе история начиналась с наших персон, взглядов, поз, вокруг которых кружатся все остальные. Это очень древняя история об ощущении суперсилы: это и хороводы, и религиозное кружение вокруг Каабы, и даже перевоплощение Сейлор Мун. Поэтому неудивительно, что на обложке альбома мы вчетвером смогли побороть монохром и взлететь к межпланетным пространствам!


— Песня «Стой!» очень атмосферная, причём в самом прямом смысле. Для меня она звучит как вечерняя прогулка по летнему парку. А есть ли у вас песни, под которые получается всё ненадолго отпустить и побыть наедине с собой и своими мыслями?

Даша: С песней «Стой!», конечно, получается всё ненадолго отпустить и погрузиться в мир собственных фантазий, но вот уж точно не наедине с собой. А вот для того, чтобы совсем отключиться, мне помогает розовый шум, Стравинский и группа The Smiths (в осеннее время года).

Лиза: Tatsuro Yamashita — «Merry-Go-Round».

Света: Sonic Youth — «What We Know». Почему-то эта песня возвращает меня к себе.

Арина: Biig Piig. Это моя большая любовь — могу не заметить, как песни заходят на третий круг. Но со своими мыслями привычней оставаться в тишине.


— «Друзья» — не сингл, а выход на болевой. В нём даже светлые фрагменты воспринимаются драматично. Это же про свет в конце тёмного и запутанного тоннеля.

Света: Для меня «Друзья» — это своего рода гимн тем тёплым связям между людьми, которые преодолевают пространство и время. Без драматизма не обходится, потому что истинный контакт подразумевает и уязвимость, и возможность боли. Путь к искренности и дружбе, особенно с самим собой, может быть тернист и запутан, это верно, но то светлое, к чему мы движемся, стоит того.


— «Несладко» звучит действительно под стать названию — несмотря на мелодизм и отсутствие всего, что можно назвать экстремальной музыкой, у вас много рефлексии и самоанализа. Не боитесь показаться серьёзными, загадочными и слегка усталыми?

Лёгкая усталость — это, скорее, чувство общего контекста последней пары лет. Серьёзность немного неподходящее слово: мы, наоборот, выкладываем всё как есть. Есть в этом наивность и честность, которой так не хватает. Так что даже круто, если покажемся загадочными. А учитывая, какие разные песни мы пишем, думаем, впечатление сложится в хорошем смысле неоднозначное. Получается, не боимся!


— Что сегодня происходит с инди-музыкой в России? Что эта сцена даёт музыкантам, а что отнимает? 

Сейчас многие говорят, что 2017 год был золотым для отечественной инди-музыки. Кажется, что само это название вбирает в себя сразу всю музыку, оно всех принимает и мало кого отпускает. Но независимая сцена только обретает самостоятельность, ведь вместе с безграничной свободой того, о чём петь, появляется ответственность перед слушателями. С одной стороны, есть уже сформированное комьюнити, в которое ты можешь прийти и найти своего зрителя, но с другой это же самое усложняет рост. Росту и развитию всегда сопутствует дискомфорт, а в дружественном мире все уже ко всему привыкли. 


— А что происходит с группой «Несладко»? Какие у вас планы на будущее?

Мы дискомфорта не боимся, ведь нам уже несладко. Будем расти, двигаться, писать музыку и становиться великими.


Материал подготовил Владимир Наумов