Комиксы в России и вокруг неё: от самобытной супергероики до исторических байопиков

Беседа с комиксистом и главным редактором издательства Alpaca Дмитрием Чиновым об особенностях европейских и отечественных графических романов

Комиксы в России и вокруг неё: от самобытной супергероики до исторических байопиковКомиксы в России и вокруг неё: от самобытной супергероики до исторических байопиков

Размышляя о таком явлении поп-культуры, как комиксы, так или иначе вспоминаешь Человека-паука, Бэтмена и других костюмированных спасителей человечества. Но мир графической литературы куда шире и разнообразней, чем это может показаться на первый взгляд. Об этом мы поговорили с Дмитрием Чиновым, главным редактором издательства Alpaca и автором двух собственных комиксов — «Сестра» и «Дело Принципа».

— Что представляет собой комикс в наши дни?

Дмитрий Чинов: Мы живём во времена, когда фильмы по комиксам ставят кассовые рекорды по всему миру, но при этом, как правило, критикуются живыми классиками кино вроде Мартина Скорсезе. Но это только на первый взгляд. Некоторые экранизации комиксов обладают поистине культовым статусом, те же нуар «Ворон» или сатирическая тетралогия «Люди в чёрном». Да и престижные премии уже давно не обходят стороной кинокомиксы. Мультфильм «Персеполис», экранизация одноимённого графического романа комиксистки Маржан Сатрапи, номинировался на «Оскар», а картина «Жизнь Адель» по графической новелле Жюли Маро «Синий — самый тёплый цвет» взяла в 2013 году главный приз Каннского кинофестиваля. В конце концов, антиутопия «Сквозь снег» от оскароносного Пон Чжун Хо («Паразиты») и одноимённый сериал берут своё начало на страницах комикса.

«Сквозь снег» в KION

«Паразиты» в KION


Графические издания сочетают в себе важнейшие черты сразу двух признанных видов искусства — живописи и литературы. Более того, хороший тайтл уже сразу является готовой раскадровкой для фильма. В данный момент комикс имеет статус девятого искусства и соседствует с фотографией, кино и театром, да и история графического романа насчитывает сотни лет и берет начало ещё до изобретения книгопечатания.

Популярность комиксов в Америке не нуждается в какой-либо оценке — этот жанр уже давно стал важнейшей частью мировой поп-культуры. Невозможно отрицать также бум азиатского искусства, важнейшим атрибутом которого является аниме. В большинстве случаев они основаны на манге, или проще говоря — японских комиксах. 

— Европейский комикс — какой он?

Дмитрий: В Европе есть целый собственный культ комикса! Например, в этом году гражданам Бельгии стали выдавать загранпаспорта нового дизайна: на страницах документа изображены известные персонажи национальных комиксов. Среди них — Тинтин, персонаж, удостоенный экранизации от ни много ни мало Стивена Спилберга. Или те же Смурфики, получившие сразу несколько воплощений на больших и малых экранах.

«Приключения Тинтина» в KION

 

Вы могли ни разу не держать в руках европейские комикс-альбомы, но персонажи с их страниц точно вам встречались: Астерикс и Абеликс, Блэксэд, Валериан (к слову, экранизированный Люком Бессоном), Счастливчик Люк и многие-многие другие. На этих героях росли целые поколения европейских и американских детей, да и Россию данная культура не обошла стороной — вспоминаются те же очень популярные в 90-х годах журналы о Торгале. Мы, в свою очередь, предельно сильно ориентируемся на традицию европейского графического романа и хотим привнести нечто подобное в нашу страну. 

— Как дела с комиксами обстоят в России?

Дмитрий:  Тут у нас, как порой говорят, свой особенный путь. Комикс в России и СССР носил самые разные статусы, а их тиражирование можно описать фразой «то густо, то пусто». В конце 80-х, например, существовало по-настоящему культовое объединение «КОМ», в которое входили Аскольд Акишин и Илья Воронин — о них мы ещё поговорим чуть позже.

Тогда было дикое время: художники и сценаристы работали на одном только бешеном энтузиазме, не было никаких ограничений по жанрам и темам. При этом комиксы выпускались тиражами в десятки тысяч экземпляров! 

В наше время бывает непросто продать даже тысячу экземпляров отличной самобытной графики, особенно если её авторы — не звёзды индустрии или блогеры. Но находятся и очень удачные примеры. Издательство Bubble Comics долгие годы трудилось над своей супергероикой и в итоге показало хороший уровень качества и продаж. Собственная супергеройская вселенная в России — это дорогого стоит! В 2017 году Bubble представили короткометражку «Майор Гром», а спустя четыре года с помпой релизнули полный метр про этого же героя. Фильм очень сильно поднял продажи комиксов издательства и престиж отечественной индустрии в глазах гиков. 

С авторскими графическими романами, конечно, совсем другая история. Но, безусловно, комикс в России живёт и борется за своё место под солнцем. Особенно сейчас, когда многие зарубежные издательства уходят. У нас на отечественное направление огромные планы.

— Кстати о них. Ваша серия называется RUS BD. RUS ещё понятно, а что такое BD?

Дмитрий: BD — это аббревиатура. Расшифровывается она как Bande Dessinee, что в переводе означает «рисованные полосы». По сути, это комикс, просто созданный на территории Франции и Бельгии. К слову, Тинтин — как раз герой этой серии. Тем не менее пути американского комикса и европейского BD если и пересекаются, то только чтобы разойтись ещё дальше друг от друга. 

— В чем их принципиальное отличие? 

Дмитрий: BD, как правило, представляет собой альбом большого формата в твёрдом переплёте объёмом около 48 страниц. Зачастую такие работы обращаются ко взрослой аудитории, а популярными жанрами являются история, юмор, а также фэнтези и научная фантастика. Супергерои там совсем не в чести. Хороший образец Bande Dessinee становится самым настоящим произведением искусства, причём визуального и сценарного одновременно.

— Первые работы в отечественном сегменте BD — комиксы «Дело Принципа» и «Фронт 14-17».

Дмитрий: Всё верно. Они оба являются частью нашей новой серии, в рамках которой будут выходить только избранные отечественные произведения от ведущих авторов и художников. «Дело Принципа» и «Фронт 14-17» нарисованы Аскольдом Акишиным и Ильёй Ворониным, участниками уже упомянутого объединения «КОМ».

Эти графические романы повествуют о важнейших событиях начала ХХ века. Первый представляет собой биографию Гаврилы Принципа, сербского радикала, чьи действия послужили поводом начать первый в своём роде международный конфликт. Но это отнюдь не сухой пересказ исторических фактов, в центре внимания — полная драмы история Принципа и Франца Фердинанда, эрцгерцога Австро-Венгрии. «Фронт» же переносит читателя в один из сложнейших исторических периодов в России — в эпоху борьбы большевиков за власть. Как и в случае предыдущего романа, повествование строится вокруг личности, а именно юнкера Чернявского, который сразу после обучения в артиллерийском училище попадает в невероятный водоворот событий. Несмотря на всю серьёзность описываемых в комиксе обстоятельств, автор смог найти место для юмора и приключений.

— Насколько исторически достоверными можно считать эти произведения?

Дмитрий: В обоих случаях не могло обойтись без небольших художественных неточностей и допущений, но в остальном эти произведения можно считать более чем историческими. При создании «Дела Принципа» я очень сильно ориентировался на книгу Евгения Матонина «Гаврило Принцип. Человек-детонатор». Это прекрасный источник и журналистская работа высочайшего уровня. Также я изучил множество статей, материалов, документальных фильмов и передач по теме. В основе «Фронта 14-17» лежат воспоминания царских офицеров той эпохи. Также автор комикса Илья Воронин консультировался у историков.

—  Чем вы, как представитель отечественной комикс-индустрии, собираетесь заниматься дальше? Поделитесь планами?

Дмитрий: В центре моего внимания сейчас огромное количество классных проектов. Тут и переиздания проверенных временем и вышедших из тиража работ, и очень смелые произведения молодых авторов, а также продолжение нашей серии RUS BD. Также мы планируем запустить совершенно новое направление — адаптации больших литературных произведений в формате комикса. Нашим «пилотом» здесь станет графическая адаптация фэнтези Ника Перумова «Кольцо Тьмы. Эльфийский клинок». Это будет очень красивый альбом европейского формата и высокого уровня исполнения — за визуал издания отвечает выдающийся отечественный художник Алексей Горбут. Релиз состоится уже в августе этого года. 

Ах, да, нужно же подвести итоги! А итог пока один — поддерживайте отечественные комиксы. Им нужен шанс и читатель. Российским авторам и художникам уж точно есть что вам предложить — огромное разнообразие жанров, визуальных стилей, поднятых тем. Так что не проходите мимо.


Материал подготовил: Владимир Наумов

Покупайте билеты через приложение – это выгодно и удобно
А для посетителей концертов удобные сервисы: маски и AR, навигация, заказ из бара и другое
Продолжая пользоваться данным сайтом, вы принимаете пользовательское соглашение
Ок