Романтик, мистик и фаталист: зачем читать Лермонтова

Рассказываем о главном бунтаре золотого века русской поэзии и о том, что общего у романа «Герой нашего времени» с боевиком «Криминальное чтиво»

Романтик, мистик и фаталист: зачем читать Лермонтова

15 октября исполнилось 207 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова — великого русского поэта, прозаика, драматурга и художника. Несмотря на непродолжительную жизнь, он успел создать ряд выдающихся разножанровых произведений, оказавших существенное влияние на отечественную литературу. 

Для писателя XIX века Лермонтов невероятно современен — в его творчестве фигурируют темы и методы, вошедшие в инструментарий авторов следующего столетия. Это и погружённость в свой сложносочинённый внутренний мир, и нелинейность повествования, и депрессивное восприятие действительности, которое будет свойственно позже художникам эпохи экспрессионизма. Нельзя игнорировать и бунтарский дух Лермонтова, который как ничто другое способствовал его популярности.

В этой статье мы расскажем о личности одного из самых выдающихся литераторов своего времени и попытаемся понять, будет ли интересно творчество поэта современному читателю.


Раннее творчество: Петербург, меланхолия и «Маскарад»

Несмотря на то, что родился, рос и учился Михаил Юрьевич в Москве, важная часть становления его личности пришлась на годы проживания в Северной столице. В 1834 году поэт заканчивает Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, а всего год спустя общественность узнаёт о молодом человеке с совершенно противоположной стороны — в журнале «Библиотека для чтения» без ведома Лермонтова печатают поэму «Хаджи Абрек». Об этом произведении впоследствии сам Александр Пушкин скажет: «Далеко мальчик пойдёт».

Уже в тексте «Хаджи Абрек» видны те мотивы, которые будут возникать в творчестве писателя на протяжении всей его короткой жизни. Тут и дистанцирование автора от своих персонажей, и тоска по открытым просторам, и даже остросюжетность — поэма посвящена «грозе Кавказа» Бейбулату Таймиеву. Кроме того, произведение демонстрирует почти метафизическую одержимость Лермонтова темой фатума.

Совершенно иную грань творчества Михаила Юрьевича раскрывает написанная в том же 1835 году драма «Маскарад». Яркое, романтическое произведение было подвергнуто жесточайшей цензуре и так и не увидело свет при жизни автора. Всему виной сама структура поэмы, наполненная обличительными портретами высшего света петербургского общества. Пробиваясь сквозь пестроту балов, Лермонтов ищет сильного героя или хотя бы злодея, но находит лишь двуличие и лицемерие. Писателю тесно и неуютно в Северной столице.

Драма «Маскарад» уже давно стала частью академической театральной жизни, а одно из самых ярких прочтений произведения представил Арам Хачатурян в 1941 году. Премьера спектакля на музыку композитора состоялась в Театре имени Вахтангова буквально накануне войны — 21 июня 1941 года. «Маскарад» идёт там и по сей день в постановке Римаса Туминаса. Ближайший показ — 27 ноября.

Что ещё почитать из творчества Лермонтова петербургского периода:


Зрелые годы: Кавказ, дуэли и первый русский психологический роман

В 1837 году от выстрела в живот в пистолетном поединке на Чёрной речке умирает Александр Пушкин. Трагический и скоропостижный уход голоса поколения не мог не повлиять на Лермонтова. В том же году литератор пишет стихотворение «На смерть поэта», ставшее слишком смелым высказыванием для своего времени. Именно из-за этого произведения он был впервые сослан на Кавказ. Но Михаил Юрьевич как будто бы ждал возможности выбраться из чужого для него Петербурга. Талант писателя заиграл с новой силой, и за несколько месяцев он создал две сильнейшие поэмы — «Демон» и «Мцыри».

Над «Демоном» Лермонтов начал работать ещё в 1829 году, до приезда в Северную столицу. В то время уже был намечен сюжет о скучающем мистическом «духе изгнанья», безуспешно соблазняющем прекрасную Тамару обещаниями о царстве над миром. Ссылка на Кавказ помогла автору дополнить произведение яркими образами, после у поэмы появилось особое песенное звучание. Жанр «Демона» нередко определяют как балладу, а среди исполнителей отрывков из сочинения был сам Фёдор Шаляпин.

Если произведение о лермонтовском Мефистофеле можно отнести к фантастической литературе, то поэма «Мцыри» пропитана суровым и горьким реализмом. Главный герой произведения — мальчик по имени Мцыри — живёт в монастыре в окружении послушников. Но молодой человек противится своей судьбе, его манит свобода и стихия природы. Судьба Мцыри печальна — на воле он находит лишь смерть, что рифмуется с финалом поэмы «Демон».

Создав на Кавказе свой сложный литературный портрет, Михаил Юрьевич в 1838 году возвращается в Петербург. Там писатель заканчивает свой магнум опус — первый русский социально-психологический роман «Герой нашего времени», на годы вперёд определивший отечественную литературную традицию.

Необычным качеством главного прозаического сочинения Лермонтова является то, что с течением времени оно становится только актуальнее. Уже в своё время роман был признан новаторским хотя бы потому, что в одном произведении автор прибегает к приёмам мистического, детективного, романтического и эпистолярного жанров. Кроме того, Лермонтов одним из первых в отечественной литературе ввёл в повествование ненадёжного рассказчика, что придало сюжету максимально субъективную окраску. Подобным приёмом пользовались, например, Агата Кристи, Владимир Набоков, а из более современных писателей — автор «Бойцовского клуба» Чак Паланик

Особого внимания заслуживает нарративная структура «Героя нашего времени». Лермонтов избегает хронологической последовательности событий в угоду создания портрета главного героя, в котором так много от самого Михаила Юрьевича. Это Григорий Печорин — уставший от жизни циник, для которого в порядке вещей отношение к людям как к чему-то проходящему и необязательному. Герой Лермонтова  чёрств и одинок, сопереживать такому персонажу крайне сложно. Но по ходу романа автор даёт читателю возможность понять, в чём причина меланхолии героя.

«Герой нашего времени» строится не вокруг конкретной истории, а вокруг личностной эволюции Печорина. Крайне неожиданной и современной аналогией здесь может послужить кинокартина Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», а именно история гангстера Джулса. Рассказанная задом наперёд, она обретает особый смысл для понимания зрителем тех изменений, который произошли в персонаже. Джулс был на волоске от смерти, но смог её избежать, и теперь его цель — любой ценой стать лучшей версией себя. Трагизм Печорина заключается в том, что в схожей ситуации герой не находит в себе сил для работы над собой. Григорий, подобно лирическому герою в стихотворении Лермонтова «Парус», скитается в поисках покоя, и в финале романа он его находит.

В наши дни существует около десятка экранизаций «Героя нашего времени», а пьесу по мотивам романа ставят во многих отечественных театрах. Постановки по главному прозаическому сочинению Лермонтова можно увидеть в Театре имени Моссовета, МОГТЮЗе и Театре Вячеслава Спесивцева.

Где в Москве посмотреть спектакли по мотивам романа:

Вернувшись из ссылки, Лермонтов недолго остаётся в Петербурге. Спустя 2 года поэт затевает дуэль с сыном французского посла Эрнестом Барантом — первый промахивается, второй стреляет в сторону. Закон не делает поблажек литератору — начинается вторая кавказская ссылка писателя, во время которой он поучаствует в своей последней дуэли. 27 июля 1841 года Николай Мартынов убивает Михаила Юрьевича выстрелом в грудь из мести за грубость и издевательства со стороны писателя. Так заканчивается история Михаила Юрьевича Лермонтова, но отнюдь не его произведений — новаторских, поэтичных, дерзких.

 

Автор: Владимир Наумов