Зачем читать и где смотреть Лермонтова
Чем «Маскарад» обидел Петербург, почему «Герой нашего времени» очень ненадёжен и в каких театрах ставят спектакли об авторе этих произведений
15 октября отмечают день рождения Михаила Лермонтова — русского поэта, прозаика и драматурга, одной из центральных фигур отечественной литературы. Вспоминаем, о чём и о ком он писал и рассказываем, где можно увидеть спектакли по мотивам лермонтовских произведений.
Петербург: «Хаджи Абрек» и «Маскарад»
Михаил Лермонтов родился и рос в Москве, однако становление личности будущего писателя пришлось на годы жизни в Санкт-Петербурге. В 1834 году Лермонтов заканчивает Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, а всего год спустя общественность узнаёт юнкера с совершенно иной стороны — в журнале «Библиотека для чтения» печатают его поэму «Хаджи Абрек», причём без ведома автора. «Далеко мальчик пойдёт», — дал свою оценку раннему литературному опыту Александр Сергеевич Пушкин.
Уже в поэме «Хаджи Абрек» прослеживаются мотивы, которые будут возникать в творчестве Лермонтова на протяжении всей его недлинной, но насыщенной творческой жизни. Это и холодность авторской мысли, и тоска по абстрактной свободе, и некоторая остросюжетность — поэма посвящена «грозе Кавказа» Бейбулату Таймиеву. Кроме того, «Хаджи Абрек» демонстрирует одержимость поэта темой фатума, которая ещё не раз проявится после.
В 1835 году Михаил Юрьевич заканчивает пьесу «Маскарад» — историю о нравах и пороках петербургского общества. Насколько циничное, настолько и сентиментальное произведение подвергли жесточайшей цензуре — при жизни автора «Маскарад» не был ни поставлен, ни даже напечатан. Причина — внимание и непочтительность Лермонтова к высшему свету Петербурга: те, кому удалось прочитать произведение, рисковали узнать в его персонажах себя или своих знакомых. Среди столичного бомонда Арбенин, альтер эго писателя, ищет любви и дружбы, но находит лишь двуличие и лицемерие. Михаилу Лермонтову тесно и неуютно в городе на Неве.
С XX века и по сей день «Маскарад» — заметная часть академической театральной жизни. В частности, к пьесе обращался композитор Арам Хачатурян — премьера спектакля на его музыку состоялась в Театре имени Вахтангова 21 июня 1941 года, за несколько часов до начала Великой Отечественной войны. Тогда пьесу пришлось снять со сцены, но сегодня «Маскарад» снова в репертуаре театра.
- Москва, Центральный академический театр Российской Армии — Александр Домогаров играет Арбенина в изобретательных декорациях
- Москва, Театр Сатиры — «Маскарад без слов», в главной роли Максим Аверин
- Москва, МХТ имени А.П.Чехова — осовремененная версия пьесы с Игорем Верником и Марусей Фоминой
- Санкт-Петербург, Александринский театр — «Маскарад. Воспоминания будущего» по постановке Всеволода Мейерхольда 1917 года
Кавказ: «Демон», «Мцыри» и «Герой нашего времени»
В 1837 году от выстрела в живот в пистолетном поединке на Чёрной речке умирает Александр Пушкин. Трагическая и скоропостижная кончина главного поэта страны не могла не произвести впечатления на Лермонтова. В том же году он пишет стихотворение «На смерть поэта», которое снова оказалось слишком смелым — из-за него Михаил Юрьевич был впервые сослан на Кавказ. Но Лермонтов как будто бы только и ждал возможности выбраться из чужого для него Петербурга. Талант писателя заиграл с новой силой: всего за несколько месяцев он заканчивает поэмы «Демон» и «Мцыри».
Над «Демоном» Лермонтов начал работать ещё в 1829 году — в то время уже был намечен сюжет о скучающем «духе изгнанья», который пытается соблазнить прекрасную Тамару обещаниями о царстве над миром. Кавказская ссылка помогла Лермонтову добавить поэме образности и особого песенного звучания: жанр «Демона» нередко определяют как балладу, а среди исполнителей её фрагментов был сам Фёдор Шаляпин. Сценическое воплощение поэмы можно увидеть в театрах Москвы.
На контрасте с фантастической историей лермонтовского Мефистофеля поэма «Мцыри» пропитана горьким реализмом. Её главный герой, мальчик Мцыри, живёт в монастыре, но противится судьбе божьего слуги — его манит свобода и дикая стихия природы. Судьба Мцыри печальна — на воле он находит лишь свою погибель, что перекликается с финалом «Демона».
В 1838 году Михаил Юрьевич возвращается в столицу, где дописывает социально-психологический роман «Герой нашего времени» и на годы вперёд определяет направление развития русской литературы. «Герой» был признан новаторским ещё при жизни автора хотя бы из-за полистилистики: в одной этом тексте уживаются приёмы мистического, детективного, романтического и эпистолярного жанров. Мало того, Михаил Лермонтов одним из первых ввёл в повествование ненадёжного рассказчика — этим же приёмом позже пользовались такие разные писатели, как Агата Кристи, Владимир Набоков и Стивен Кинг.
Интересна и нарративная структура «Героя нашего времени». Лермонтов избегает хронологической последовательности событий в угоду создания психологического портрета Григория Печорина — главного действующего лица романа, в котором, как и в Арбенине, много от самого Михаила Юрьевича. Печорин — уставший циник, для которого в порядке вещей отношение к людям как к проходящему, необязательному и просто скучному. Сопереживать ему непросто, полюбить его — ещё сложнее, однако роман построен таким образом, что мы, читатели, становимся свидетелями рождения не просто очередного грубияна или мизантропа мировой литературы, но героя времени Лермонтова, носителя болей и травм своей эпохи.
Спектакль по мотивам «Героя нашего времени» ставят, в частности, в Театре Моссовета. Изобретательная постановка Юрия Ерёмина сконцентрирована на первых двух частях романа и противоречивом характере Печорина.
После ссылки Лермонтов прожил в Санкт-Петербурге всего 2 года. Поэт затевает дуэль с сыном французского посла Эрнестом Барантом — первый промахивается, второй стреляет в сторону. Закон не делает поблажек литератору — начинается вторая кавказская ссылка писателя, во время которой он участвует в своей последней дуэли. 27 июля 1841 года Николай Мартынов убивает Михаила Юрьевича выстрелом в грудь из мести за грубость и издёвки со стороны писателя. Так заканчивается история Михаила Юрьевича Лермонтова, но не его произведений.
- «Мой Лермонтов» — моноспектакль Московского Губернского Театра с Кириллом Зайцевым в главной роли
- «Лермонтов. Я к вам пишу» — музыкально-драматический спектакль-концерт Олега Погудина можно увидеть в московском театре Елены Камбуровой и Театре на Садовой в Санкт-Петербурге
- «Любовь и смерть М. Лермонтова» — мюзикл петербургского театра «АлеКо» о причинах и последствиях последней дуэли Михаила Юрьевича
- «12 клоунов в поисках счастья» — премьера первого спектакля «Театра на Цветном»
- куда сходить: концерты, фестивали и туры ноября
Автор Владимир Наумов