От печали до радости: за что мы любим Юрия Никулина

Изучаем творческое наследие великого отечественного артиста цирка и вспоминаем его наиболее яркие появления на большом экране

От печали до радости: за что мы любим Юрия Никулина

18 декабря исполнится 100 лет со дня рождения Юрия Владимировича Никулина — человека, определившего вектор развития циркового искусства на долгие годы вперёд. Родившись в стране победившего соцреализма, Никулин привил не одному поколению своих соотечественников любовь к лёгкому юмору и художественной буффонаде. Сделав неоценимый вклад в возрождение отечественного формалистического искусства, Юрий Владимирович никогда не останавливался на достигнутом. Он общался с публикой через экран телевизора, озвучивал всеми любимые мультфильмы и переосмысливал своё амплуа в кинолентах самых разных жанров. 

Эту статью мы посвятили творческому наследию Юрия Никулина — его вдохновенной работе в цирке, культовым комедийным ролям и часто остающейся за кадром карьере драматического артиста.


Никулин и цирк

Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидов Смоленской губернии. Родители будущего артиста цирка работали актёрами в городском драмтеатре. Спустя четыре года после рождения сына семья Никулиных перебралась в столицу, в коммунальную квартиру в Токмаковом переулке. Там Юрий Владимирович жил вплоть до 1950 года.

В 1939 году, когда Никулину исполнилось 18 лет, его призвали в Красную армию. Во время Великой Отечественной войны он сражался под Ленинградом, командовал разведчиками в Курляндии, где и встретил победу. 

Никулин вернулся в Москву в 1946-м. Влекомый мечтой выступать для публики, он пытался поступить на актёрский факультет во ВГИК и ГИТИС. Но в итоге своё призвание Юрий Владимирович нашёл в школе-студии разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре.

Дебют Никулина на манеже состоялся в 1948 году. Вместе с другим артистом цирка Борисом Романовым он представил публике репризу «Натурщик и халтурщик». В 1950-м началось плодотворное сотрудничество Юрия Владимировича с клоуном Михаилом Шуйдиным. Работая в дуэте, артисты выработали незаурядную химию в отношениях своих персонажей. Если Шуйдин изображал никогда не унывающего задиру, то Никулин — флегматичного трогательного Пьеро. Дуэт был популярен как в СССР, так и за его пределами — гастроли артистов проходили в Великобритании, Франции, ГДР, Японии, США и других странах. 

В 1983 году Юрий Никулин после 36 лет работы в цирке на Цветном бульваре был назначен на пост его директора и художественного руководителя. По его инициативе старое здание вместе с манежем было перестроено, чтобы соответствовать современным требованиям для проведения представлений. В 96-м году второму дому Юрия Владимировича было присвоено имя «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре». 

Цирк на Цветном бульваре до сих пор продолжает исправно двигаться особенным, никулинским путём. Яркие, наполненные искромётным юмором шоу дарят настоящий праздник зрителям всех возрастов.

Билеты на представления в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре:


Никулин в комедиях

Один из самых одарённых клоунов в Советском Союзе также сделал блистательную карьеру в развлекательном кинематографе. Поначалу Юрий Владимирович играл второстепенных персонажей — забавного пиротехника в мюзикле «Девушка с гитарой» Александра Файнциммера и незадачливого заводского труженика Клячкина в картине «Неподдающийся» Юрия Чулюкина. Но по-настоящему прославила Никулина роль хулигана и тунеядца Балбеса в ряде фильмов Леонида Гайдая  — «Самогонщики», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница».

Балбес в исполнении Никулина мало походил на его цирковое альтер-эго. Культовый антагонист был похож скорее на неунывающего персонажа клоуна Шуйдина, только с криминальными наклонностями и любовью к спиртному. Той же вредной привычкой объясняется наличие у Балбеса постоянно краснеющего носа, хотя при желании здесь можно усмотреть параллели с основной профессией Юрия Владимировича.

Харизматичный Балбес — далеко не единственная выдающаяся роль Юрия Никулина в комедийном кино. Достаточно вспомнить Семёна Горбункова из «Бриллиантовой руки» того же Гайдая или следователя Мячикова из «Стариков-разбойников» Эльдара Рязанова. Исполняя эти роли, Никулин демонстрировал незаурядный актёрский талант на стыке комического и реалистического, а также понимание своего зрителя и стремление быть ближе к нему. 


Никулин и драмы

Не меньшего внимания заслуживают и другие роли Никулина, в которых не было и тени комизма. В драмах великий артист цирка сумел раскрыть совершенно иную грань своего актёрского таланта. 

В 1961 году Юрий Владимирович появился в мелодраме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» в образе бывшего фронтовика Кузьмы Иорданова. Трогательная, во многом чеховская роль маленького человека стала дебютом Никулина в драматическом кино.

Смотреть на KION


Три года спустя Никулина пригласили на роль лейтенанта Глазычева в фильме Семёна Туманова «Ко мне, Мухтар». Герой Юрия Владимировича отличался доблестью и глубоким чувством к своему лучшему другу — псу по кличке Мухтар. Фильм сочетал достоинства криминальной драмы и гуманистического произведения, в котором Никулину суждено было взять на себя обязанности нравственного камертона. 

В 1966 году Юрий Никулин снялся в исторической картине «Андрей Рублёв» молодого режиссёра Андрея Тарковского. Сложно было ожидать от всесоюзно известного клоуна роли в чёрно-белой мрачной киноленте о жизни и духовных поисках известного русского иконописца. Тем не менее в одной из лучших работ Андрея Арсеньевича Никулин блестяще сыграл монаха-казначея Успенского собора Патрикея, которому была уготована мученическая смерть от рук татаро-монголов.

В фильмографии Юрия Владимировича можно найти и военные картины. В 1976 году вышло сразу два таких фильма с участием артиста — «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука и «Двадцать дней без войны» Алексея Германа.

Эпическое полотно Бондарчука по одноимённому роману Михаила Шолохова повествует о стрелковом полке, из-за больших потерь вынужденного отступать к Сталинграду. Среди молодых людей, готовых отдать свою жизнь за спасение отчизны, — неунывающий рядовой Некрасов в исполнении Юрия Никулина. Дома солдата ждут четверо детей, ради свободной жизни которых он готов пойти на любые жертвы.

Драма «Двадцать дней без войны» стала антиподом литературоцентричной киноленты Сергея Бондарчука. Картина Германа была основана на тексте повести Константина Симонова, темперамент которой решительным образом отличался от всей военной прозы тех лет. По сюжету немолодой фронтовой писатель Василий Николаевич Лопатин (Юрий Никулин), следуя приказу редактора, отправляется в Ташкент. Там герой проживает 20 дней без войны — навещает семью погибшего сослуживца, встречает Новый 1943 год и влюбляется, словно мальчишка.

Смотреть в KION


Последней серьёзной работой Юрия Никулина в кино стала роль дедушки главной героини в картине Ролана Быкова «Чучело». В 1983 году фильм поразил зрителей — впервые в советском кинематографе была затронута проблема школьной травли. Персонаж Никулина в той киноленте является человеком старого времени — потерянной сказки о неизменно добрых пионерах и их родителях.

Про Юрия Никулина можно рассказывать часами. Этот прирождённый актёр, герой войны и невероятно чуткий, тонкий человек смог подарить всему миру подлинное сокровище, имя которому — смех. Манеж цирка Никулин превратил в настоящие театральные подмостки, а своё желание творить воплотил рука об руку с выдающимися режиссёрами и актёрами своего поколения. Время будет идти, а Юрий Никулин продолжит жить в своём поистине гуманистическом, понятном всем без исключения искусстве.


Автор: Владимир Наумов

Фото: официальная страница Московского Цирка Никулина на Цветном бульваре в соцсетях