Urban. Ekb. Письмо от куратора

Кураторский текст Михаила Огера к AR-спектаклю о стрит-культуре столицы Урала, который можно посмотреть бесплатно в приложении МТС Live

Urban. Ekb. Письмо от куратора

Продолжая и развивая традиции, заложенные в основе первого из серии AR-спектаклей Urban, посвящённого стрит-арту в главном мегаполисе страны и смыслам, которыми пропитана уличная культура, команда проекта погружает зрителя в новое пространство — столицу Урала — свободолюбивый город Екатеринбург.

Екатеринбург славится своей стрит-арт-историей: можно сказать, что этот город — пионер в этом направлении. В нашем спектакле мы пытаемся нащупать самую суть, соприкоснуться с нервом этого города и даже, возможно, слегка поиграть на нём. 

Метафизика города раскрывается через пять монументальных работ, созданных в разные годы. Примечательно, что все работы появились в рамках стрит-арт-фестивалей: это и крупный фестиваль STENOGRAFFIA, и молодой, но дерзкий «Карт-Бланш» — уже прославившийся на весь мир фестиваль нелегального уличного искусства.

О наследии старика Букашкина, главного героя нашего спектакля и легендарного екатеринбургского художника, за пределами города мало кто знает. Наша миссия — увековечить Старика в метапространстве. Кто знает, возможно, его дух действительно покровительствует свободолюбивым уличным художникам нашего времени. Кстати, роль Букашкина озвучивает известный местный рэпер и знаток актуальной поэзии Наум Блик.

Мне как куратору важно показать и топовые хайлайты стрит-арта, и найти что-то эдакое, отражающее самую суть локального контекста, — поэтому я полагаюсь не только на своё чутьё, но и на местных экспертов, вовлекая их в процесс скаутинга. В случае с Екатеринбургом моим проводником выступил Слава ПТРК. Его критический взгляд на городское искусство и инсайдерский кладезь профайлов по всем произведениям уличного искусства в городе были для меня большой находкой и лучшей оптикой для фокусировки на самом важном. В итоге в нашем спектакле участвуют работы Артёма Стефанова, Славы ПТРК, Ильи Мозги, Ника Пробойника и Наташи Денисовой. Для нас большая честь и радость работать с этими авторами и увековечить в цифровом пространстве именно их работы.

Режиссёром спектакля выступил Тимур Шарафутдинов, известный своими работами в ЦИМе и уже не чуждый AR-проектам на стыке театра и дополненной реальности. AR-спецэффекты, реализованные VFX-режиссёром команды Immerse.Lab Азизой Кадыри, помогают нам погрузиться и проникнуть ещё глубже в самую суть произведения уличного искусства, городского ландшафта и контекста, в котором были созданы работы. Арт-дирекшн всех сцен тоже не остался без экспертизы — известный художник Misha Libertee добавил своё видение и весьма достойно поработал с общей эстетикой проекта. Тандем Libertee и Кадыри, случившийся впервые на этом проекте, вообще наша большая находка и удача.

Как и в первом спектакле Urban.Moskva, духи города покровительствуют уличным художникам и звучат до боли знакомыми зрителю голосами. Классическая поэзия заряжает стены города новыми смыслами. Стихи подобраны, разумеется, не случайно, а при участии наших бессменных поэтических экспертов-кураторов — Андрея Родионова и Екатерины Троепольской. Очень их любим и ценим их вклад. За общую драматургию отвечает известная в театральных кругах Мария Конторович. История складывается в пазл под аккомпанемент корифеев уральского андерграунда — группу «4 Позиции Бруно». Их саундтрек мгновенно и бескомпромиссно переносит нас в атмосферу исписанных современным стрит-артом уральских улиц и подворотен. 
 

Михаил Огер