Гладиатор, рэпер, Джокер: такой разный Хоакин Феникс

В честь дня рождения актёра вспоминаем его знаковые роли и самые яркие образы

Гладиатор, рэпер, Джокер: такой разный Хоакин Феникс

28 октября Хоакину Фениксу исполнилось 47 лет. Актёр-хамелеон, мастерски отыгрывающий психологически сложных и неоднозначных персонажей, в следующем году отметит 35-летие кинокарьеры. За эти годы талант Феникса были признан в полной мере — им восхищаются как профессиональные критики, так и киноманы.

 В этом обзоре мы вспомним наиболее примечательные работы Хоакина и попытаемся составить творческий портрет актёра.


«Умереть во имя» (1995)

Броский комедийный детектив Гаса Ван Сента с Николь Кидман, Мэттом Диллоном и постановщиком боди-хорроров Дэвидом Кроненбергом в роли экстравагантного убийцы. Картина «Умереть во имя» особенно примечательна тем, что Хоакин Феникс исполнил в ней свою первую серьёзную роль.

Сюжет фильма стреляет на поражение по американской мечте: добродушная на вид провинциалка Сьюзен Стоун ради своей карьеры идёт по головам и ломает жизни влюблённых в неё мужчин. Жертвами девушки становятся её эгоистичный муж Лэрри и неблагополучный подросток Джимми, роль которого исполнил Хоакин.

Герой Феникса — нескладный, забитый и падкий на манипуляции молодой человек. И пусть Джимми не семи пядей во лбу, но он понимает, что в будущем ему не светит ничего хорошего. Хоакин играет воспитанного гранж-музыкантами типичного представителя поколения Y, для которого Сьюзен — это девушка из другого, сказочного мира. Ради неё Джимми готов убивать.


«Гладиатор» (2000)

Оскароносный эпос Ридли Скотта об отважном генерале Максимусе (Рассел Кроу) и его борьбе за свободу своего народа. Хоакин Феникс в этой квазиисторической ленте сыграл антагониста главного героя — харизматичного и хитроумного императора Коммода.

Если в картине Ван Сента персонаж Феникса покушается на жизнь лишь однажды, то у Скотта он без тени сомнения казнит невиновных одного за другим. Коммод — живущий в иллюзорном мире властолюбец, против которого ополчились собственные подданные. Хоакин наделил его сложным характером и чертами неврастеника — такой выразительный портрет императора вряд ли можно найти в учебниках истории.

Смотреть в KION 


«Таинственный лес» (2004)

Мистический триллер-антиутопия М. Найт Шьямалана о конфликте поколений и страхе перед прогрессом. «Таинственный лес» — мрачная сказка об отрезанной от мира деревне Ковингтон, которую, если верить легендам, охраняют опасные существа. Но, может быть, это всё просто россказни стариков, и никаких монстров не существует?

В одной из самых удачных картин Шьямалана Хоакин предстал в довольно неожиданном для своей эксцентрики и актёрской манеры образе протагониста. Люциус Хант выделяется из галереи персонажей Феникса, зачастую опасных, неоднозначных или как минимум закрытых от внешнего мира. Но главный герой фильма «Таинственный лес» прямолинеен и верен своей цели, он — идеальный герой во враждебных обстоятельствах. Роли вроде Люциуса будут не так часто встречаться в фильмографии Хоакина.

Смотреть в KION 


«Я всё ещё здесь» (2010)

В 2008 году Хоакин Феникс решает оставить актёрскую карьеру. Он кардинально меняет внешний вид и образ жизни, ведь теперь он — хип-хоп-артист. Поклонники не понимают Хоакина, критики высмеивают, а друзья отворачиваются от него. Всем им кажется, что Феникс совершенно не контролирует свою жизнь.

Выше представлен синопсис снятой Кейси Аффлеком псевдодокументальной ленты «Я всё ещё здесь». Конечно же, Хоакин не завязал с актёрством. Более того, «Я всё ещё здесь» можно по праву считать самой радикальной ролью артиста, ведь играет он самого себя.

Дебют брата Бена Аффлека в режиссуре не всегда просто смотреть. «Я всё ещё здесь» — это история саморазрушения талантливого человека, прямолинейное высказывание о токсичности медиа и иллюзорности дружбы среди «небожителей». Но именно этот фильм демонстрирует Хоакина Феникса как художника-перформера, готового пойти на многие жертвы ради интересного проекта.

Смотреть в KION 


«Она» (2013)

Теодор одинок. Совсем недавно он расстался со своей женой, и рутина бракоразводного процесса полностью поглотила героя. Справиться с бумажной волокитой Теодору помогает Саманта — искусственный интеллект, наделённый личностью, характером и незаурядным чувством юмора. Постепенно герой понимает, что влюбляется в Саманту.

Поставленную визионером и инди-клипмейкером Спайком Джонзом мелодраму «Она» можно назвать переосмыслением столь же лаконичных «Сцен из супружеской жизни» Ингмара Бергмана. Оба фильма — об экзистенциализме и одиночестве взрослого человека, о прогрессивных взглядах на отношения и о силе любви. В объективе оператора Хойте Ван Хойтема Феникс отыгрывает неидеального человека — импульсивного, романтичного, ревнивого. Но иногда холодность Теодора, его отчуждённость от действительности роднит его с безжизненным миром машин. 

Смотреть в KION 

«Иррациональный человек» (2015)

Вуди Аллен во всей своей красе. Остроумные диалоги, выстрелы философскими терминами и титулованные актёры на первых ролях. В картине «Иррациональный человек» вместе с Хоакином Фениксом снялась Эмма Стоун, в то время известная по комедийному зомби-хоррору Рубена Фляйшера «Добро пожаловать в Zомбилэнд» и виртуозно постановленной драме Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бёрдмэн».

Сюжет фильма сочетает мелодраму и детективную интригу. Можно спорить о том, насколько удачно Аллену удалось сплести воедино два этих жанра, но персонажи ему, как всегда, удались. Неврастеник Эйб Лукас в исполнении Феникса привык играть в рулетку с судьбой. Взяв на вооружение сомнительную философию Раскольникова из «Преступления и наказания» Достоевского, он идёт на убийство «из лучших побуждений». Но перед этим иррациональному Эйбу ещё предстоит разобраться в своих запутанных любовных связях.

Смотреть в KION 


«Тебя никогда здесь не было» (2017)

Джо — не самый приятный собеседник. Он суров, нелюдим, груб. Герой тяготится своим прошлым, ведь он видел ужасные вещи, после которых тяжело спать по ночам. А ещё у Джо необычная и тяжёлая работа — он спасает похищенных детей из лап опасных преступников.

В триллере «Тебя никогда здесь не было» постановщица Линн Рэмси обращается к эстетике нуара, подвергая критическому анализу архетипичных персонажей из фильмов «Таксист» Мартина Скорсезе и «Драйв» Николаса Виндинга Рёфна. Центральный конфликт сюжета строится вокруг спорной во всех отношениях идеи о насилии во благо. Важнейшее место в фильме занимает персонаж Хоакина Феникса, который удостоился за свою работу приза на 70-м Каннском кинофестивале. Актёр присутствует на экране 90 процентов времени, его глазами зритель смотрит на мир картины. 

Джо, бесспорно, силён и страшен, но и у него есть слабые места. Это похожие на ночной кошмар воспоминания о работе в полиции — и мать, с которой у героя странные хичкоковские отношения. Джо в исполнении Хоакина — большой ребёнок, путешествующий в поисках давно потерянного покоя под тревожные скрипичные пассажи гитариста Radiohead Джонни Гринвуда.

Смотреть в KION 


«Джокер» (2019)

Возможно, самый радикальный взгляд на историю главного трикстера из комиксов DC. Артур Флек, психически неуравновешенный комик-неудачник, мечтает о признании. Его гнетёт паранойя и сложное материальное положение, из-за чего психоз будущего злодея только прогрессирует. Постепенно Флек скатывается в пучину безумия, и на обломках его искалеченного сознания рождается Джокер.

На радость фанатов, киновселенная DC в «Джокере» вернулась к мрачной, реалистичной эстетике. Режиссёром картины выступил Тодд Филлипс, который начинал с документальных фильмов про одиозных панк-рокеров и жестоких студентов, но прославился благодаря трилогии «Мальчишник в Вегасе». Филлипса как художника всегда интересовали андердоги и изгои общества, и в этом смысле «Джокер» выглядит как манифест постановщика. Комиксы мало волнуют режиссёра, ему интересен механизм маргинализации маленького человека в большом жестоком городе.

Хоакину удалось сыграть Джокера так, что это не разочаровало ни гиков, ни любителей артхауса. Болезненно худой и слабый, персонаж Феникса подобно Тревису Биклу из всё того же «Таксиста» перевоплощается в настоящего адепта хауса и прирождённого убийцу. 

После такой значимой роли Хоакин Феникс собирается сыграть ни много ни мало самого Наполеона. Историческую драму под рабочим названием «Kitbag» («Солдатский ранец») поставит Ридли Скотт, премьера картины намечена на 2023 год. Помимо этого, Феникс появится в новой ленте режиссёра хорроров Ари Астера «Бульвар разочарований», а также в драме Майка Миллса «Давай, давай», сценарий к которой уже называют лучшим за последнее десятилетие. Дата выхода обоих фильмов в прокат пока держится в секрете.

Что касается самого Хоакина, то здесь уже давно нет никаких тайн. Это безгранично талантливый актёр, фильмы с которым можно смотреть только ради его игры. Нет сомнений, что Феникс войдёт в историю кинематографа как один из важнейших артистов своего поколения, и мы с нетерпением ждём новых работ этого чуткого, одарённого художника.

Что ещё почитать про кино на МТС Live:

 

Автор: Владимир Наумов