MTC LIVE

Открытие выставок в МАММ

Понятная красота, современный реверанс великим художникам и искусство, вдохновленное периодом самоизоляции

loading...

Спустя восемь месяцев вынужденного затишья МАММ оккупировали «радиоактивные кошки» и «красные лисы». На верхних этажах музея появились бездонные пруды с кувшинами вместо кувшинок, а картины начали «говорить» на разных языках мира. 

В новом грандиозном собрании музея совместили несовместимое: работы 70-х годов прошлого века и свежие творения периода самоизоляции. Объединяет их главное — «искусство в образе телескопа, направленного в будущее».

Билеты на выставки в МАММ

Торжественную речь при открытии выставки произнесли директор Мультимедиа Арт музея Ольга Свиблова, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский и посол Франции в России Пьер Леви. Также с приветственным словом выступили художники Паруйр Давтян и Валерий Чтак, чьи работы были представлены на выставке.

«Репортажи»
Паскаль Мэтр 

Один из самых знаменитых французских фотографов-документалистов открывает в своих «Репортажах» окно в страны третьего мира. На его фото — рассказы о быте, культуре и традициях разных народов, иллюстрации кровопролитных войн и международных политических конфликтов в самых горячих точках планеты.  

Паскаль Мэтр. Мали, 2019. Ополчение традиционных охотников донзо народности бамбара. Их поддерживает малийское правительство в  борьбе против народа фульбе, присоединившегося к исламистам

Паскаль Мэтр принципиально не использует цифровую камеру. Он снимает на пленку, поэтому многие работы напоминают живописные полотна. Каждое фото — настоящий документ, отображающий реальную историю. Будь то патруль военных в пустыне или свадьба участников Армии национального освобождения в тропическом лесу.

Паскаль Мэтр. США, 2018. Рок-концерт в здании бывшего борделя в Мемфисе. Несколько женщин, работавших в этом заведении, погибло от желтой лихорадки
«У меня профессия, в общем, простая. Пожалуй, самое трудное — добраться, физически оказаться в тех местах, где происходит что-то интересное. А когда добрался, нажать на кнопку не так уж и трудно».

«Могло бы быть гораздо хуже» 
Валерий Чтак

Творчество художника-концептуалиста пропитано эстетикой граффити, стрит-арта и комиксов. В его работах представлены цвета из монохромной палитры и тексты на разных языках мира. Что неудивительно, ведь по специальности Валерий Чтак — библиотековед, и язык для него является инструментом понимания мира. 

Общий вид зала Валерия Чтака в МАММ
«Меня спрашивают: „Что это значит?“. Да ничего это не значит! Вы когда-нибудь слышали, что есть произведения искусства, которые могут ничего не значить специально? Они сделаны так, чтобы вы, увидев пустоту на картине, на выставке,  увидели пустоту в себе, своей голове и начали ее понимать».
Валерий Чтак. «Совет не потребуется»

Мир, по мнению Чтака, не поддается пониманию и переводу на определенный язык. В его экспозиции по центру расположена работа под названием «Сразу видно». Но художник заявляет, что эта картина «об обратном». Искусство Чтака как раз о том, что ничего не видно. Ни сразу, ни потом. Так происходит в самой жизни. И относиться к этому, как и ко многому другому, нужно стоически.

«Тень души, но заостренней чуть»

Самая сложносочиненная экспозиция объединила более 100 работ 42 художников разных поколений. Она рассказывает об актуальных переживаниях сегодняшнего дня: от тревоги до надежды во время пандемии. В собрание МАММ вошли работы, созданные во время локдауна: проект Тимофея Парщикова Sad.O.K.Super — своеобразный дневник эмоций этого времени, фирменные бабочки Андрея Филиппова, сложенные в слово «ТРЕВОГА», размышления Максима Има на тему новостей о ковиде в виде серии комиксов Fake News.

Игорь Самолет. «Проснулся уже уставшим»

Выставка также включает в себя произведения таких популярных российских художников, как Илья Кабаков, Эрик Булатов, Владимир Янкилевский, Эдуард Штейнберг.  Их работы, созданные в период с 1970 года, актуальны и 50 лет спустя. Собрание можно считать дайджестом современного искусства.

Константин Звездочетов. «Еще не конец»

«Между воображением и реальностью»
Сэнди Скогланд 

Американка Сэнди Скогланд стала известна благодаря своей работе «Радиоактивные кошки». Уникальное сочетание нескольких видов искусства сделало «кошек» символом направления tableau photography («постановочной» или «сконструированной» фотографии), представительницей которого художница и является. Она создавала инсталляции размером с комнату и фиксировала их на фотоаппарат, экспериментировала с цветами, текстурами и образами. Серия работ со скульптурами животных из глины изображает постапокалиптическую сцену, повествующую о жизни после атомной катастрофы. 

Сэнди Скогланд. Скульптура из работы «Лисьи игры»

Когда среди тысяч произведений искусства директор музея Ольга Свиблова увидела «Лисьи игры», то поняла, что ничего не поняла. Это стало для нее вызовом, чтобы разобраться в творчестве художницы. В работах Скогланд нет и не может быть фотошопа, ведь они были созданы в 80-х годах прошлого века. Художница не жалела времени и сил, чтобы осуществить свой замысел. Для одних работ требовалась тщательно жевать зубами жвачку, для других — собирать из мармеладок десятки роз. Это точечный и трудоемкий процесс, результат которого поражает.

Сэнди Скогланд. На переднем плане — скульптура из цикла «Радиоактивные кошки». На заднем плане — «Райское собрание»

«Накануне перестройки»
Александр Стринадко 

Александр Стринадко — фотограф-самоучка и представитель современной документальной фотографии. Первая камера досталась ему от отца, который всю жизнь снимал и даже сам проявлял пленку. 

Александр Стринадко. «Донецк»

Стринадко — тонко чувствующий время художник. Он документировал будничную советскую жизнь с 1983 по 1984 год в Донецке, Запорожье и Одессе накануне радикальных перемен. На его фотографиях хорошо ощущается пустота, которая образовалась на месте прежней идеологии, и ожидание изменений в социальной и политической жизни общества. «Субъективный документализм» — такой жанр для своих работ придумал фотохудожник. В них вся жизнь советского народа: быт, работа отдых.

Александр Стринадко. «Макеевка. Праздник русской зимы»
«Я не стремлюсь делать красивые картинки. Наверное, немногие стали бы фотографировать то же, что и я. Хотя, во всем, что снимаю, я вижу красоту».

«Откровение чудесного пруда»
Паруйр Давтян

Переосмысление истории искусства — одна из важнейших стратегий современных художников, и Паруйр Давтян не исключение. Он изучает художественное наследие и соединяет в одном проекте исторически не связанные между собой традиции.

Каждую свою выставку художник видит как продолжение и развитие концепции сада — организованного, рукотворного пространства. Название экспозиции взято из письма Клода Моне, который много лет ухаживал за садом вокруг легендарного пруда с кувшинками, что изображен на сотнях его картин. 

Паруйр Давтян. «Плод Моне»

Выставка состоит из трех частей и воспроизводит сад Моне с прудом в качестве композиционного центра. Кувшинки, в силу характерной для творчества Давтяна «ошибки», трансформируются в кувшины. 

Инсталляция окружена графическими работами из цикла Давтяна «Элементарий». В них художник использует настоящие гербарии, которые помогают в создании метафорической модели сада. Проекты художника напоминают остроумную многоуровневую игру со зрителем, в которой он провоцирует того на создание собственных интерпретаций увиденного.

Паруйр Давтян. Часть выставки «Откровение чудесного пруда»

«В поисках Джульетты. Календарь Pirelli 2020»
Паоло Роверси

В легендарный календарь вошли работы Паоло Роверси. Размышляя над концепцией нового календаря, фотограф искал простую и сильную историю о любви. Например такую, как драма Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Съемки под кодовым названием «В поисках Джульетты» проходили в Вероне, на родине главных героев печальной повести, а также в Париже, в котором Роверси живет более 40 лет.

Главными героинями проекта стали звезды современного кино, музыки и искусства: Клэр Фой, Эмма Уотсон, Кристен Стюарт, Миа Гот, Крис Ли, Индиа Мур, Росалия, Стелла Роверси и Яра Шахиди. 

Паоло Роверси. «В поисках Джульетты». Индия Мур

Фотогалерея включает в себя несколько этапов: момент прибытия на площадку «современных Джульетт», переодевание в костюмы и фото в полном образе. Так Роверси рассказывает историю, в которой сливаются реальность и вымысел, а там, где границы теряют резкость, это остро чувствуется на снимках.

«Я искал чистую душу, полную невинности, силы, красоты, нежности и смелости. Я увидел ее в глазах, жестах и словах Эммы и Яры, Индии и Миа. В улыбках и слезах Кристен и Клэр. В голосах и песнях Крис и Росалии и в невинности Стеллы. Потому что в каждой женщине скрыта Джульетта, и я никогда не перестану ее искать».

***

Выставки «Между воображением и реальностью», «Тень души, но заостренней чуть» продлятся до 30 апреля, остальные — до 28 марта 2021 года. МАММ находится по адресу: улица Остоженка, 16. Музей открыт каждый день, кроме понедельника, с 12:00 до 21:00 с перерывами на санитарные обработки.

Билеты на выставки в МАММ

 

Авторы текста:
Соня Гольцова и Настя Сумакова

Что еще почитать на МТС Live
Покупайте билеты через приложение – это выгодно и удобно
А для посетителей концертов удобные сервисы: инстаграм‑маски и AR, навигация, заказ из бара и другое
Продолжая пользоваться данным сайтом, вы принимаете пользовательское соглашение
Ок