MTC LIVE

О премьере «Сада» в Электротеатре. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Педру и Инес(е)»

11 февраля на основной сцене «Электротеатра Станиславский» прошла премьера спектакля «Сад» по одноименной пьесе российского драматурга Алексея Шипенко. Знаменитую историю «мёртвой португальской королевы» с Юлией Ауг в главной роли поставил молодой режиссёр, художественный руководитель театра Романа Виктюка Денис Азаров.

loading...

Что за драматург

Пьесы Шипенко на рубеже 80–90-х годов XX века много ставились в России и вызывали неоднозначную, но громкую полемику: их считали авангардными и мистическими. После того, как Томас Остермайер поставил «Сузуки» и «Сузуки-2» в Германии, признание к Шипенко пришло уже европейское.

С чего все началось

Известный продюсер и генеральный директор международного театрального агентства «Арт-Партнёр XXI» Леонид Роберман (на счету которого продюсирование более 50 успешных спектаклей Богомолова, Крымова, Виктюка, Панкова, Бертмана и многих других), по его собственному признанию, был совершенно потрясен личностью Юлии Ауг. Она восхитила его и как уникальный человек, и как невероятной красоты женщина, и как мощнейшая драматическая актриса. У продюсера появилась мечта: сделать спектакль с Юлией в главной роли.

Идею подхватил режиссёр Денис Азаров, который до этого уже работал с актрисой, и художественный руководитель «Электротеатра» Борис Юхананов, предложивший площадку для постановки. Сценографом спектакля выступил один из самых талантливых художников современности – Николай Симонов.

О чем пьеса

Педру I полюбил Инес де Кастро, когда ещё не был королём Португалии, но вынужден был жениться на другой женщине в государственных интересах по настоянию отца. Афонсу IV был против внебрачной связи сына и, не сумев избавиться от Инес другими способами, он убил девушку.

Однако, это не помешало Педру признать Инес своей королевой уже после её смерти. Спустя несколько лет Педру взошёл на престол отца, достал тело мёртвой возлюбленной, облачил его в богатое платье и посадил на трон, заставив подданных присягать на верность тому, что осталось от Инес.

Средневековая история бесконечной любви двух людей, которых часто называют португальскими Ромео и Джульеттой. А некоторые историки считают, что именно этот случай и лёг в основу знаменитой трагедии Шекспира.

Но драматург превращает «густонаселённый» исторический рассказ о «мёртвой королеве» в монолог любящей жены и матери. Все события почти 700-летней давности открываются зрителю через дневники Инес и не прекращаются даже после её физической смерти.

Как в спектакле

Попадая в зал, зритель окутывается предутренним туманом. Отовсюду слышны странные звуки и шёпот то ли молитв, то ли  заклинаний на непонятном языке. На сцене только белые кафельные стены, от которых веет холодом морга, и круглое зеркало – словно портал в иной мир. На стене вырисовывается треугольник, внутри которого время от времени возникает видеопроекция: это УЗИ беременной женщины с ребёнком во чреве (Инес родила своему королю троих здоровых детей, которых очень любила).

Ещё одним действующим лицом в этой истории становится  взрослый сын Инес, которого она в младенчестве назвала Монахом за его кротость и воздержание. Именно он и гуляет в саду страхов, боли и любви из прошлого, ухаживает за ним и обращается к своей матери, будучи уже послушником одного из монастырей. Прекрасная работа молодого актёра «Электротеатра» Евгения Крапивина, который справился с непростой задачей стать индивидуальностью фактически внутри моноспектакля.

В финале постановки стены раздвинутся и… Спойлера не будет!

Билеты на спектакль «Сад»

Как существует в спектакле Юлия Ауг

По мнению Леонида Робермана, в России есть всего несколько актрис, способных сыграть историю жизни, любви и смерти красавицы Инес де Кастро. Одна из них – Юлия Ауг. Не согласиться невозможно. Как призналась сама Юлия, до этого спектакля она, как правило, сталкивалась с остросоциальными темами. В этой постановке совершенно иной способ существования. Юлия так больно, так страшно и одновременно так счастливо присваивает себе слова, мысли и чувства своей героини, приближая её к зрителю, что становится не по себе. Актриса проживает каждым атомом своего тела палитру эмоций самой обыкновенной женщины: от смятения и страха до абсолютно интимных ощущений. 

Мнения

Марина Шимадина, театральный критик, 
эксперт фестиваля «Золотая маска»

«Прочитав анонс, я подумала: что за бред, какая-то испанская инфанта, интриги португальского двора, зачем это нам сейчас? Но невероятная, роскошная Юлия Ауг меня совершенно заворожила с первых же сцен и не отпускала до финала. Я вместе с ней окунулась в жизнь неведомой испанки, в её страхи, тревоги, желания – точно такие же, как наши. Драматург Алексей Шипенко, которого я к стыду своему не знала, написал монолог современной женщины в обстоятельствах 700-летней или больше давности.

Но в нём сквозит совершенно не сегодняшнее мистическое начало, которое пробирает до мурашек. Особенно в сочетании со стильной сценографией Николая Симонова и этими зловещими пупсами в чёрных жабо.

Финал, где мёртвую Инес эксгумируют, чтобы возвести на трон, окончательно добивает. Это настолько дико и страшно, что уже прекрасно. Какая-то нездешняя мистериальная история, приземлившаяся на нашу сцену как неопознанный летающий объект.

И ещё более удивительно, что это совместный проект «Электротеатра» и продюсера Леонида Робермана, который раньше вроде никогда не занимался таким артхаусом. Но вот же, после «Бориса» второй сильный кейс получился.

В общем, никогда не знаешь, где найдёшь. Многим спектакль показался скучным, затянутым, несвоевременным, но я целиком попала под его облучение и пропала».

Ольга Вайсбейн, театровед

«В главной роли – Юлия Ауг, не уходящая со сцены ни на минуту в течение двух с половиной часов. И это, конечно, настоящий актёрский подвиг и главная драгоценность спектакля. Златокудрая красавица, словно сошедшая с полотен Боттичелли в белоснежном (при жизни), чёрном (после смерти) и алом (в воскресении) платьях, она совершенно завораживает своей нездешней красотой, волшебными модуляциями голоса, женской энергетикой и такой харизмой, при которой на неё интересно смотреть, даже если она будет читать телефонную книгу.

При этом спектакль мне показался неровным, очень затянутым, с большими провисаниями, ритмически не выстроенным, временами топчущимся на одном месте, без внутреннего развития. На пресс-конференции Юля сказала, что она из тех актрис, которым необходим режиссёр, и что сама она выстраивать роль не может. К сожалению, режиссёрской руки в спектакле как раз и не хватает. 

Юля прекрасна сама по себе, но впечатление, что она движется на ощупь, вслепую, без режиссёрских подпорок в качестве сквозной задачи и выстраивания внутреннего действия. Отсюда повторяемость внешних приспособлений и их ограниченный набор. Повторяю, что от Юли всё равно глаз не оторвать, но к такой актрисе и претензии по Гамбургскому счету».

Автор: Светлана Бердичевская
Фотограф: Олимпия Фролова

Что ещё почитать на МТС Live

Нетривиальные постановки по пьесам Чехова и текстам Пушкина

Покупайте билеты через приложение – это выгодно и удобно
А для посетителей концертов удобные сервисы: инстаграм‑маски и AR, навигация, заказ из бара и другое
Продолжая пользоваться данным сайтом, вы принимаете пользовательское соглашение
Ок