MTC LIVE

Гид по Миядзаки: самые важные фильмы

В этом январе культовому режиссеру-аниматору Хаяо Миядзаки исполнилось 80 лет. Знакомимся с лучшими работами японского мультипликатора

loading...

За рамками культурного кода

Даже если вы никогда не увлекались японской культурой и совершенно равнодушны к манге, скорее всего, вам известно имя Хаяо Миядзаки и название его студии Ghibli.  Фильмы японского режиссера и художника-мультипликатора творят свой собственный, ни на что не похожий мир: здесь и летающие замки, и странные механизмы, и божества из древнего японского фольклора, и многочисленные отсылки к синтоистским легендам.

Каждая деталь у Миядзаки важна, и даже самый дальний план прорисован до незначительной мелочи, а природа существует в невероятной художественной реалистичности – совсем не в традициях не только манги, но и классической диснеевской анимации. Добавьте многослойные, подчас вовсе не детские смыслы и сюжеты, объемные характеры вне парадигмы «плохой-хороший», потрясающую музыку – и вы получите тот самый уникальный язык, который, преодолевая границы любого культурного кода, попадает каждому зрителю прямо в сердце.

Навсикая из долины ветров (1984)

Миядзаки не имеет профильного образования (по специальности он политолог/ экономист), однако сразу после получения диплома он начал работать в качестве художника-аниматора в разных студиях, обучаясь и совершенствуя свое искусство у мэтров японской мультипликации.

В 1982 году он начал собирать накопившиеся за долгое время материалы и идеи, в результате чего получился комикс о принцессе, защищающей свою страну от войны за ресурсы. Комикс был опубликован в журнале «Анимейдж» и стал настолько популярен, что издатели обратились с просьбой к автору снять по нему сериал. В результате переговоров сериал превратился в полнометражный фильм, а Миядзаки впервые примерил на себя роль режиссера – это оказалось настолько сложно, что художник принял решение вернуться к своей старой работе и отказался от экспериментов.

Небесный замок Лапута (1986)

Однако уже в 1985 году Миядзаки вместе со своим другом, художником-мультипликатором Исао Такахатой открывает студию Ghibli, и над первым фильмом студии «Небесный замок Лапута» Миядзаки снова работает в качестве режиссера.

История о приключениях двух сирот в поисках волшебного летающего острова (идея, позаимствованная у Джонатана Свифта) сопровождается невероятно красивой оркестровой музыкой – одной из лучших работ еще одного постоянного коллеги Хаяо Миядзаки, композитора Дзё Хисаиси.

Работа с музыкой у Миядзаки во многом отличается от общепринятого подхода. Традиционно для американского и европейского рынка композиции накладывают на уже отснятый материал. У Миядзаки все происходит наоборот: сначала композитор создает музыку, используя всего лишь синопсис фильма и несколько ключевых слов, а затем уже рисуется мультфильм (и часто созданная музыка влияет на развитие сюжета).

Еще одно важное отличие: в японской версии музыка не заполняет 100% картины, оставляя много пространства для звуков природы или сражений, голосов людей или просто тишины. Когда же мультфильм выходил на американский рынок, композитора попросили дописать еще 30 минут музыки для дубляжа студии Disney.

Мой сосед Тоторо (1988)

«Тоторо» – один из популярнейших мультфильмов Миядзаки, и точно самый известный для российских зрителей: это первый фильм режиссера, который вышел в советский прокат в 1989 году.

По сюжету две девочки переезжают с отцом в старый деревенский дом, где неожиданно сталкиваются с волшебным и загадочным миром лесных духов. Здесь впервые появляются самые узнаваемые персонажи Миядзаки – сам Тоторо и Котобус, а также чернушки, которые на самом деле не герои старых сказок, а удачная придумка мастера.

Фильм во многом детский, и если вы хотите познакомить с творчеством художника младших членов семьи, то это лучший вариант наряду с «Ведьминой службой доставки» и «Рыбкой Поньо». Однако и для взрослого зрителя в нем найдется много трогательного и прекрасного, душевного и, пожалуй, немного печального.

Любопытно, что сразу после выхода в успех фильма особенно не верили. Его продавали в японские школы в комплекте с «Могилой светлячков» (еще одним очень известным фильмом студии Ghibli режиссера Исао Такахаты).

Порко Россо (1992)

Самая главная страсть Миядзаки после мультипликации – авиация. Все дело в том, что его отец был директором фабрики по производству деталей для самолетов Miyazaki Airplane, владельцем которой был дядя режиссера. Так что с детства Хаяо бредил летательными аппаратами, и позже это нашло отражение практически в каждом его фильме.

«Порко Россо» – история об итальянском пилоте, который уволился со службы из-за фашистского режима и из-за пережитого частично превратился в свинью. Фильм проникнут эстетикой итальянских пейзажей, и это рассказывает о еще одном увлечении мастера. Миядзаки – большой поклонник европейской культуры, очень хорошо с ней знаком, много путешествует и любит европейские ландшафты, которые добавляет во многие свои фильмы.

Кстати, для режиссера «Порко Россо» – очень личная история: он часто говорит, что ассоциирует себя с героем этого мультфильма.

Принцесса Мононоке (1997)

«Принцесса Мононоке» – эпическое произведение на еще одну важную для режиссера тему: экология и связь человека с природой.

В средневековой Японии за право владеть лесом сражаются люди и лесные духи. Девушка, воспитанная богиней-волчицей, противостоит владычице Железного города, вырубающего деревья и отравляющего землю ради создания оружия. Принц из далекой страны пытается примирить обе стороны.

Миядзаки планировал уйти из режиссуры после съемок этого фильма, но картина не только принесла студии коммерческий успех, но и стала первым мультипликационным фильмом, получившим награду Японской киноакадемии, так что мастер решил остаться.

Fun fact: когда Disney выкупила права на «Принцессу Мононоке», продюсер Харви Вайнштейн планировал сократить фильм, чтобы адаптировать под американский рынок. Тогда Миядзаки послал Вайнштейну в офис катану с надписью «не резать» и этим экстравагантным жестом спас оригинальную картину. 

Унесенные призраками (2001)  

Работая над этим фильмом, Хаяо Миядзаки хотел снять картину для маленьких девочек (которые вообще очень важны в творчестве художника: они символизируют внутреннюю силу, побеждающую несмотря на внешнюю слабость). Но такую, чтобы показать зрителю: не только влюбленность и романтика имеют значение для женщин. А в результате получилась удивительно тонкая и глубокая сказка о человеческих страхах, жадности, взрослении и путешествии к самому себе.

Семья 10-летней Тахиро переезжает за город и по пути случайно оказывается в заброшенном парке развлечений. Пока родители соблазняются бесплатным угощением, девочка попадает в заколдованный мир, населенный духами, ведьмами, демонами и другой нечистью. Девочке нужно пройти через серьезные испытания, чтобы спасти родителей и вернуться домой.

Этот фильм – визитная карточка Хаяо Миядзаки. 270 млн долларов в мировом прокате, «Оскар» и «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля, а еще более 50 наград на всевозможных фестивалях и конкурсах. 

Ходячий замок (2004)

Еще один звездный фильм Миядзаки, снятый в европейских декорациях по одноименному роману английской писательницы. Заколдованная злой ведьмой молодая девушка Софи попадает в дом к могущественному, но вздорному волшебнику. Путешествуя вместе с домом и его таинственными домочадцами, Софи пытается снять с себя заклятие, а вместо этого влюбляется в странного волшебника, который также оказывается заколдован.

Пейзажи были вдохновлены регионом Эльзас на Северо-Востоке Франции, а прообразом ходячего замка стала русская избушка «на курьих ножках». Как и во многих более поздних фильмах Миядзаки, здесь в создании картины применялась компьютерная анимация, однако сначала все фоны и персонажи все равно отрисовывались от руки.

В фильме ярко звучит пацифистская тема, а сам Миядзаки утверждает, что производство картины было связано с войной в Ираке.

Ветер крепчает (2013)

По словам режиссера, это единственный мультфильм, рассчитанный на взрослую аудиторию.

Фильм рассказывает о реальном японском авиаконструкторе Дзиро Хорикоси, но во многом это автобиографическая история самого Хаяо Миядзаки – прототипами главных персонажей стали его родители. На идею фильма мастера натолкнула цитата авиаконструктора: «я всего лишь хотел создать что-то красивое».   

Перед выходом мультфильма Миядзаки заявил о своем уходе из большой анимации.

«Я слишком стар, и не уверен, что смогу закончить фильм, если начну новый. Так что теперь я планирую работать в музее студии Ghibli и вести спокойную жизнь пенсионера», – 
говорил в своих интервью мэтр.

Однако в 2018 году режиссер выпустил короткометражку «Гусеница Бобо», а сейчас в процессе работы находится полнометражный фильм «Как поживаешь?». В ноябре 2019 года, после 3,5 лет работы над картиной, представители студии заявляли, что готово всего 15% ленты. В мае 2020 года были закончены 36 минут мультфильма. Из-за возраста мастер производит не больше 1 минуты анимации в месяц, а так как в фильме большое количество ключевых сцен, студия не может ускорить процесс. 80 лет – возраст действительно солидный, но, возможно, мэтр не торопится, так как просто не хочет заканчивать свою последнюю работу. 

Автор: Марта Здановская

 

Что еще почитать на МТС Live

Как смотреть кино Такеши Китано: режиссерский стиль и ключевые работы    

Покупайте билеты через приложение – это выгодно и удобно
А для посетителей концертов удобные сервисы: инстаграм‑маски и AR, навигация, заказ из бара и другое
Продолжая пользоваться данным сайтом, вы принимаете пользовательское соглашение
Ок